Новости

Торговцы накликали кризис

Экономический спад и скачки курсов валют ударили по магазинам, торгующим электроникой и бытовой техникой через интернет. По итогам первого полугодия 2015 года этот сегмент впервые сократился на 2,4%, почти до 73 млрд руб., выяснили Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и исследовательская компания GfK. Тренд сменился из-за тяжелой макроэкономической ситуации, вызвавшей рост цен и снижение покупательской способности, считают эксперты.

Объем онлайн-продаж бытовой техники и электроники (БТиЭ) в первом полугодии составил 72,9 млрд руб., говорится в отчете АКИТ и GfK (есть у "Ъ"). Это на 2,4% ниже, чем в аналогичный период прошлого года: тогда объем составил 74,7 млрд руб.

Падение онлайн-продаж в этом сегменте отмечается впервые, сообщили "Ъ" в АКИТ. Спад наблюдается почти во всех товарных категориях, составляющих 80% рынка БТиЭ.

На 5,2% сократился объем продаж компьютеров и ноутбуков, на 0,8% -- крупной бытовой техники, на столько же -- мелкой бытовой техники, на 15,7% -- потребительской электроники, на 31,9% -- фотоаппаратуры. Выросли только продажи телефонов и смартфонов -- на 23,6%, но они составляют лишь пятую часть сегмента. "В первом полугодии объем продаж через интернет БТиЭ снизился ввиду тяжелой макроэкономической ситуации, вызвавшей рост цен и снижение покупательской способности",-- сообщил исполнительный директор АКИТ Артем Соколов. Продажи онлайн-магазинов и традиционных ритейлеров БТиЭ по итогам полугодия просели на 15,6%, до 653 млрд руб., подчеркивает АКИТ, которая объединяет 16 ритейлеров, включая "М.Видео", "Эльдорадо", MediaMarkt и "Связной".

Ситуация на рынке по-разному влияет на бизнес. Некоторые ритейлеры уже прекратили свою работу ("Киберри") или разбираются с кредиторами (Enter). Президент сети DNS Дмитрий Алексеев замечает сокращение всего рынка, не комментируя спада в электронной коммерции. В сети "М.Видео" продажи через интернет-магазин по итогам полугодия выросли на 29%, говорится в отчетности компании. Президент "М.Видео" Александр Тынкован отмечал, что во втором квартале продажи электроники впервые после декабрьских пиков показали положительную динамику. О росте интернет-продаж сообщали также "Эльдорадо" и "Связной", напоминает сооснователь Data Insight Федор Вирин.

"Если крупные игроки растут, с чего должен падать весь рынок",-- удивляется эксперт. По его расчетам, вся интернет-торговля в России в первом полугодии выросла по количеству проданных товаров на несколько процентов.

"По нашим данным, есть существенное замедление темпов роста и количества продаж. За прошлый год было 17% роста в штуках, а в этом году -- 4-7%. То есть замедление больше чем в два раза, но в рублях -- рост, похожий на прошлый год",-- говорит Федор Вирин. По итогам 2015 года ожидается двузначный рост рынка интернет-торговли в деньгах, правда, он будет на уровне инфляции, оговаривается эксперт.

Владислав Новый


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное