Главная страница » Новости » Новости » Все новости

Новости

Как ситуация с "Трансаэро" отразится на авиабилетах

"Трансаэро" прогорело, иностранные авиакомпании и лоукостеры потянулись из России, цены на билеты продолжают расти. Ради экономии придется привыкать к аскетизму: будущее российского авиапассажира — это пересадки, неудобные стыковки и отпуск вне высокого сезона.

История ухода с рынка "Трансаэро", одного из крупнейших авиаперевозчиков в нашей стране, развивается, пожалуй, по самому негативному сценарию. На прошлой неделе произошли события, способные существенно изменить картину на рынке авиаперевозок и, как считают эксперты, привести к монополизации ряда направлений.

Вплоть до прошлой недели "Трансаэро" подводили к неминуемому банкротству, поскольку компания не смогла расплатиться по долгам в 260 млрд руб., а претендентов на ее спасение уже не просматривалось. Однако в минувший вторник РБК неожиданно сообщил о том, что контрольный пакет "Трансаэро" у Александра Плешакова покупает акционер авиакомпании S7 ("Сибирь") Владислав Филев.

На следующий день в эфире телеканала "Россия 1" министр транспорта Максим Соколов заявил, что глава подведомственной министерству Росавиации Александр Нерадько уже подписал приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта "Трансаэро" с 26 октября. Именно этот документ дает допуск авиаперевозчику к осуществлению коммерческих рейсов на международных маршрутах. Ранее было известно, что на заграничные направления авиакомпании претендуют "Аэрофлот", S7 ("Сибирь"), "Уральские авиалинии" и Red Wings, подавшие соответствующие заявки в профильную комиссию при Минтрансе. Сразу же, после того как был аннулирован сертификат эксплуатанта, выяснилось, что межведомственная комиссия Минтранса приняла решение о выдаче ГК "Аэрофлот" временного допуска на 56 из 156 международных маршрутов "Трансаэро" с возможностью пролонгации.

"Поскольку "Аэрофлот" получил все ключевые направления, уровень монополизации российского рынка международных перевозок резко возрастает",-- прокомментировал это решение главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. По его данным, "полностью монопольными с российской стороны становятся маршруты из Москвы в Лондон, Париж, Берлин, Вену, Рим, Милан, Венецию, Прагу, Ираклион, Тель-Авив, Стамбул, Анталью, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Бангкок, Пхукет, Пекин, Гонконг, Караганду". В результате на маршрутах из Москвы в дальнее зарубежье в зимнем расписании 2015/16 года отечественные авиакомпании смогут конкурировать с "Аэрофлотом" только на регулярных рейсах в Мюнхен, Тиват, Сплит и Ларнаку.

Цена вопроса

Если предсказанная Алексеем Синицким монополизация авиаперевозок произойдет, то надо готовиться к резкому росту цен на авиабилеты.

Впрочем, они и без того повышались в течение этого года. Согласно данным компании "Туту.ру", за 10 месяцев 2015-го средние цены на авиабилеты по России выросли примерно на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Зарубежные направления показали более стремительный рост -- как минимум на 20%. Билеты в Европу, как подсчитали в "Туту.ру", подорожали на 19,5%, а в другие регионы дальнего и ближнего зарубежья -- на 30%.

Цены на ряд направлений держались на относительно невысоком уровне, похоже, во многом благодаря ценовой политике "Трансаэро".

"Знаменитые акции на билеты в Нью-Йорк и обратно за 12 тыс. руб. или в Ригу и обратно за 5 тыс. руб. пропали еще в августе, когда управление авиакомпанией "Трансаэро" принял на себя внешний директор",-- говорит пиар-директор Aviasales Янис Дзенис. По его словам, стандартный тариф у "Трансаэро" на направление Москва--Нью-Йорк--Москва был 18 тыс. руб. У альтернативных европейских перевозчиков цены на этом направлении начинались от 21 тыс. руб., у "Аэрофлота" -- от 25 тыс. руб. Или взять такой популярный маршрут, как Москва--Прага--Москва. По данным Aviasales, у "Трансаэро" здесь был тариф 9,2 тыс. руб. За этот же рейс у других авиакомпаний в начале октября нужно было заплатить уже больше 14 тыс. руб. Сейчас билеты на этом направлении стоят около 16 тыс. руб. В Ригу билеты в начале года стоили в среднем 15 тыс. руб., сейчас дошли до 20 тыс. руб.

"К "Трансаэро" предъявлялись большие претензии, поскольку по многим направлениям компания предлагала откровенно демпинговые тарифы. Например, билет Москва--Бургас стоил 3 тыс. руб. в одну сторону",-- отмечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Эти цены сопоставимы с таким конкурентным предложениями "Аэрофлота", как Симферополь (3,8 тыс. руб.) или Калининград (3,9 тыс. руб.). Отметим, что оба направления субсидировало государство.

Билеты без конца

В результате ухода "Трансаэро" с рынка некоторые клиенты компании естественным образом столкнулись с проблемами при замене билетов.

Те, чьи даты вылета и прилета пришлись на период после 15 декабря, до сих пор точно не знают, когда им вернут деньги за билеты. В группе Facebook "АК "Трансаэро" -- Возврат билетов" пользователи пишут, что им пришлось платить за полет в два-три раза дороже, чем у "Трансаэро", менять даты, покупать рейсы с пересадками и неудобными стыковками.

Если проблемы тех, кто летел на Новый год, были прогнозируемы: это самый высокий сезон, на который билеты нужно покупать за полгода, то другие примеры этим объяснить уже невозможно. "Наши билеты, на меня с дочкой, на аналогичные даты в Новосибирск на февраль стоят ровно в два раза дороже, чем купленные у "Трансаэро"",-- написала одна из участниц группы. На другом форуме авиапассажиров один из пользователей также написал, что сразу после ухода "Трансаэро" с маршрута до Новосибирска перевозчики подняли цены с 12 500 руб. до 22 тыс. руб. туда и обратно.

Экономия улетающих

Справедливости ради следует заметить, что именно демпинговыми кампаниями "Трансаэро" и приблизило свое фактическое банкротство.

"За счастье летать по приемлемым ценам, которые пассажиры все равно считают высокими, все это время расплачивались авиакомпании. И несмотря на то что у авиакомпаний выросли издержки более чем на треть, они не смогли пропорционально этому росту поднять в 2015 году тарифы"

,-- говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

В четвертом квартале прошлого года и в первом полугодии 2015-го авиакомпании продолжали генерировать убытки, которые составили примерно 27 млрд руб. "По сути, речь идет о том, что три квартала подряд авиакомпании очень сильно субсидировали пассажиров",-- говорит Олег Пантелеев. 

Европейские и азиатские авиакомпании составляли серьезную конкуренцию отечественным авиаперевозчикам. Однако сейчас иностранцы уходят с российского рынка, поскольку из-за девальвации рубля спрос на зарубежные поездки существенно снизился. С сентября авиакомпания Lufthansa отменила часть рейсов из Москвы, Самары и Нижнего Новгорода. Об отказе от части полетов объявили австрийский перевозчик Niki, гонконгская Cathay Pacific Airways, тайские Thai Airways и немецкий лоукостер Air Berlin.

Тем не менее в условиях снижающейся конкуренции иностранцы могут повлиять на стоимость билетов. "Вопрос с ценами на билеты не столь однозначный. Потому что на линиях, которые получил "Аэрофлот", есть иностранные компании, есть стыковочные рейсы, на которых цены останутся прежними. Эти обстоятельства не позволят "Аэрофлоту" сильно завышать цены",-- говорит Пантелеев. Помимо этого на минувшей неделе стало известно о том, что российский лоукостер "Победа" получил в Росавиации допуск на полеты в Германию, Словакию и Францию. Теперь у "Победы" есть разрешение на рейсы в Дрезден, Кельн, Братиславу, а также в Шамбери (Франция). Кроме того, лоукостер получил допуск на 14 рейсов в неделю в Минск.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА


/ Ъ-Деньги /


Материалы сюжета "Взлет акций "Трансаэро" на новостях о том, что "Сибирь" покупает контрольный пакет авиакомпании":
14
ноября
2015
ЦБ поддержит кредиторов «Трансаэро» рассрочкой
 
06
ноября
2015
В акциях Трансаэро идет скупка с целью возобновления сделки с S7?
 
04
ноября
2015
Несмотря на отказ «Сибири» от сделки, говорить об окончательном списании «Трансаэро» пока преждевременно
 
03
ноября
2015
Пристегните ремни, сделка по покупке Трансаэро сорвалась
 
03
ноября
2015
"Трансаэро" не взлетела и со второй попытки. Владислав Филев отказался покупать авиакомпанию
 
Все материалы сюжета (20)



28
июня
2016
Жительница Нижнеудинского района инсценировала кражу 200 тыс. рублей
 
28
июня
2016
Полиция рекомендует иркутянам не переводить деньги в счёт предоплаты за покупку товара в интернете
 
28
июня
2016
Российские подростки считают себя финансово грамотными
 
28
июня
2016
Штрафы для малого и среднего бизнеса за впервые совершенное административное правонарушение заменили предупреждением
 
28
июня
2016
«Ростелеком» вручил призы победителям викторины
 
28
июня
2016
В Иркутской области семьи, воспитывающие детей-инвалидов, получили возможность направлять средства маткапитала на реабилитацию детей
 
28
июня
2016
На ремонт больниц в Усть-Уде, Бирюсинске и роддома в Усолье-Сибирском выделят 28,8 млн. рублей
 
28
июня
2016
Чрезвычайный и высокий класс пожароопасности лесов зарегистрирован на территории 17 районов Иркутской области
 
28
июня
2016
Сергей Левченко принимает участие в презентации Иркутской области в Республике Корея
 
28
июня
2016
Иркутская компания «РАФТ ЛИЗИНГ» софинансирует один из приоритетных проектов по освоению лесов
 
28
июня
2016
В детском саду Иркутска дети получили ожог роговицы глаз
 
28
июня
2016
Почему в Иркутской области буксует программа по переселению граждан из аварийного жилья
 
28
июня
2016
В Иркутске суд признал незаконным отказ оператора сотовой связи в предоставлении следственным органам персональных данных абонента
 
28
июня
2016
Обеспеченные перешли в режим экономии
 
28
июня
2016
Лишние деньги уйдут в резервы
 
28
июня
2016
Доля россиян, которые не верят в возможность найти новую работу в случае увольнения, выросла до 39%
 
28
июня
2016
Сбербанк провел отбор стартапов в области искусственного интеллекта
 
28
июня
2016
Клиенты Промсвязьбанка: российскому экспорту нужен высокий доллар
 
28
июня
2016
Владелец автомобильного бизнеса в Иркутске не пожелал быть ограниченным в праве выезда за границу и выплатил многомиллионный долг
 
28
июня
2016
Операторы связи просят Валентину Матвиенко не допустить принятия антитеррористических поправок
 
28
июня
2016
"Лучше поздно, чем никогда". Эрдоган извинился перед Путиным за сбитый Су-24
 
28
июня
2016
Наталия Орлова, Альфа-Банк: «Правительству и ЦБ нужно оказаться на ‘одной волне’»
 
28
июня
2016
Россияне променяли зарубежные курорты на российские
 
28
июня
2016
Заменить Турцию и Египет пока не получается
 
28
июня
2016
Цены на новостройки в Иркутске в июне продолжают расти, на «вторичку» – падать
 
28
июня
2016
Альфа-Банк и «Манго Телеком» объявили о совместном проекте для малого бизнеса
 
28
июня
2016
Инвестор Джим Роджерс предпочитает доллар золоту в качестве "тихой гавани"
 
28
июня
2016
В Иркутске два детских сада сдали досрочно
 
28
июня
2016
Холодную воду отключат в некоторых домах Октябрьского и Ленинского округов Иркутска
 
28
июня
2016
Цены на бензин взлетели безо всякого дефицита
 
28
июня
2016
23,3 тыс. человек обратились в суды с заявлением о банкротстве
 
28
июня
2016
На 22,2% сократилось за последний год количество заемщиков с кредитами "на чайники"
 
28
июня
2016
Изменения в закон о капремонте рассмотрят на сессии парламента Иркутской области
 
28
июня
2016
СКБ-банк предлагает предпринимателям услугу «Найди своего контрагента»
 
28
июня
2016
В Иркутске ограничат движение транспорта по улице Партизанская
 
Все новости | Экономика | Валюта | Деньги | Страхование | Недвижимость | Ценные бумаги | Компании