Новости

Как ситуация с "Трансаэро" отразится на авиабилетах

"Трансаэро" прогорело, иностранные авиакомпании и лоукостеры потянулись из России, цены на билеты продолжают расти. Ради экономии придется привыкать к аскетизму: будущее российского авиапассажира — это пересадки, неудобные стыковки и отпуск вне высокого сезона.

История ухода с рынка "Трансаэро", одного из крупнейших авиаперевозчиков в нашей стране, развивается, пожалуй, по самому негативному сценарию. На прошлой неделе произошли события, способные существенно изменить картину на рынке авиаперевозок и, как считают эксперты, привести к монополизации ряда направлений.

Вплоть до прошлой недели "Трансаэро" подводили к неминуемому банкротству, поскольку компания не смогла расплатиться по долгам в 260 млрд руб., а претендентов на ее спасение уже не просматривалось. Однако в минувший вторник РБК неожиданно сообщил о том, что контрольный пакет "Трансаэро" у Александра Плешакова покупает акционер авиакомпании S7 ("Сибирь") Владислав Филев.

На следующий день в эфире телеканала "Россия 1" министр транспорта Максим Соколов заявил, что глава подведомственной министерству Росавиации Александр Нерадько уже подписал приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта "Трансаэро" с 26 октября. Именно этот документ дает допуск авиаперевозчику к осуществлению коммерческих рейсов на международных маршрутах. Ранее было известно, что на заграничные направления авиакомпании претендуют "Аэрофлот", S7 ("Сибирь"), "Уральские авиалинии" и Red Wings, подавшие соответствующие заявки в профильную комиссию при Минтрансе. Сразу же, после того как был аннулирован сертификат эксплуатанта, выяснилось, что межведомственная комиссия Минтранса приняла решение о выдаче ГК "Аэрофлот" временного допуска на 56 из 156 международных маршрутов "Трансаэро" с возможностью пролонгации.

"Поскольку "Аэрофлот" получил все ключевые направления, уровень монополизации российского рынка международных перевозок резко возрастает",-- прокомментировал это решение главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. По его данным, "полностью монопольными с российской стороны становятся маршруты из Москвы в Лондон, Париж, Берлин, Вену, Рим, Милан, Венецию, Прагу, Ираклион, Тель-Авив, Стамбул, Анталью, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Бангкок, Пхукет, Пекин, Гонконг, Караганду". В результате на маршрутах из Москвы в дальнее зарубежье в зимнем расписании 2015/16 года отечественные авиакомпании смогут конкурировать с "Аэрофлотом" только на регулярных рейсах в Мюнхен, Тиват, Сплит и Ларнаку.

Цена вопроса

Если предсказанная Алексеем Синицким монополизация авиаперевозок произойдет, то надо готовиться к резкому росту цен на авиабилеты.

Впрочем, они и без того повышались в течение этого года. Согласно данным компании "Туту.ру", за 10 месяцев 2015-го средние цены на авиабилеты по России выросли примерно на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Зарубежные направления показали более стремительный рост -- как минимум на 20%. Билеты в Европу, как подсчитали в "Туту.ру", подорожали на 19,5%, а в другие регионы дальнего и ближнего зарубежья -- на 30%.

Цены на ряд направлений держались на относительно невысоком уровне, похоже, во многом благодаря ценовой политике "Трансаэро".

"Знаменитые акции на билеты в Нью-Йорк и обратно за 12 тыс. руб. или в Ригу и обратно за 5 тыс. руб. пропали еще в августе, когда управление авиакомпанией "Трансаэро" принял на себя внешний директор",-- говорит пиар-директор Aviasales Янис Дзенис. По его словам, стандартный тариф у "Трансаэро" на направление Москва--Нью-Йорк--Москва был 18 тыс. руб. У альтернативных европейских перевозчиков цены на этом направлении начинались от 21 тыс. руб., у "Аэрофлота" -- от 25 тыс. руб. Или взять такой популярный маршрут, как Москва--Прага--Москва. По данным Aviasales, у "Трансаэро" здесь был тариф 9,2 тыс. руб. За этот же рейс у других авиакомпаний в начале октября нужно было заплатить уже больше 14 тыс. руб. Сейчас билеты на этом направлении стоят около 16 тыс. руб. В Ригу билеты в начале года стоили в среднем 15 тыс. руб., сейчас дошли до 20 тыс. руб.

"К "Трансаэро" предъявлялись большие претензии, поскольку по многим направлениям компания предлагала откровенно демпинговые тарифы. Например, билет Москва--Бургас стоил 3 тыс. руб. в одну сторону",-- отмечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Эти цены сопоставимы с таким конкурентным предложениями "Аэрофлота", как Симферополь (3,8 тыс. руб.) или Калининград (3,9 тыс. руб.). Отметим, что оба направления субсидировало государство.

Билеты без конца

В результате ухода "Трансаэро" с рынка некоторые клиенты компании естественным образом столкнулись с проблемами при замене билетов.

Те, чьи даты вылета и прилета пришлись на период после 15 декабря, до сих пор точно не знают, когда им вернут деньги за билеты. В группе Facebook "АК "Трансаэро" -- Возврат билетов" пользователи пишут, что им пришлось платить за полет в два-три раза дороже, чем у "Трансаэро", менять даты, покупать рейсы с пересадками и неудобными стыковками.

Если проблемы тех, кто летел на Новый год, были прогнозируемы: это самый высокий сезон, на который билеты нужно покупать за полгода, то другие примеры этим объяснить уже невозможно. "Наши билеты, на меня с дочкой, на аналогичные даты в Новосибирск на февраль стоят ровно в два раза дороже, чем купленные у "Трансаэро"",-- написала одна из участниц группы. На другом форуме авиапассажиров один из пользователей также написал, что сразу после ухода "Трансаэро" с маршрута до Новосибирска перевозчики подняли цены с 12 500 руб. до 22 тыс. руб. туда и обратно.

Экономия улетающих

Справедливости ради следует заметить, что именно демпинговыми кампаниями "Трансаэро" и приблизило свое фактическое банкротство.

"За счастье летать по приемлемым ценам, которые пассажиры все равно считают высокими, все это время расплачивались авиакомпании. И несмотря на то что у авиакомпаний выросли издержки более чем на треть, они не смогли пропорционально этому росту поднять в 2015 году тарифы"

,-- говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

В четвертом квартале прошлого года и в первом полугодии 2015-го авиакомпании продолжали генерировать убытки, которые составили примерно 27 млрд руб. "По сути, речь идет о том, что три квартала подряд авиакомпании очень сильно субсидировали пассажиров",-- говорит Олег Пантелеев. 

Европейские и азиатские авиакомпании составляли серьезную конкуренцию отечественным авиаперевозчикам. Однако сейчас иностранцы уходят с российского рынка, поскольку из-за девальвации рубля спрос на зарубежные поездки существенно снизился. С сентября авиакомпания Lufthansa отменила часть рейсов из Москвы, Самары и Нижнего Новгорода. Об отказе от части полетов объявили австрийский перевозчик Niki, гонконгская Cathay Pacific Airways, тайские Thai Airways и немецкий лоукостер Air Berlin.

Тем не менее в условиях снижающейся конкуренции иностранцы могут повлиять на стоимость билетов. "Вопрос с ценами на билеты не столь однозначный. Потому что на линиях, которые получил "Аэрофлот", есть иностранные компании, есть стыковочные рейсы, на которых цены останутся прежними. Эти обстоятельства не позволят "Аэрофлоту" сильно завышать цены",-- говорит Пантелеев. Помимо этого на минувшей неделе стало известно о том, что российский лоукостер "Победа" получил в Росавиации допуск на полеты в Германию, Словакию и Францию. Теперь у "Победы" есть разрешение на рейсы в Дрезден, Кельн, Братиславу, а также в Шамбери (Франция). Кроме того, лоукостер получил допуск на 14 рейсов в неделю в Минск.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА


/ Ъ-Деньги /


Материалы сюжета "Взлет акций "Трансаэро" на новостях о том, что "Сибирь" покупает контрольный пакет авиакомпании":
14
ноября
2015
ЦБ поддержит кредиторов «Трансаэро» рассрочкой
 
06
ноября
2015
В акциях Трансаэро идет скупка с целью возобновления сделки с S7?
 
04
ноября
2015
Несмотря на отказ «Сибири» от сделки, говорить об окончательном списании «Трансаэро» пока преждевременно
 
03
ноября
2015
Пристегните ремни, сделка по покупке Трансаэро сорвалась
 
03
ноября
2015
"Трансаэро" не взлетела и со второй попытки. Владислав Филев отказался покупать авиакомпанию
 
Все материалы сюжета (20)



30
сентября
2016
Роснефть просит снизить тарифы Транснефти на 50%, а РЖД – на 30%
 
30
сентября
2016
АЛРОСА, Распадская, Мечел - лидеры сентября. На какие акции делать ставку в октябре?
 
30
сентября
2016
В Иркутске завершают первый этап благоустройства набережной у ледокола «Ангара»
 
30
сентября
2016
С января по август 2016 года налогоплательщики Приангарья направили в региональный бюджет свыше 72 млрд рублей. Это на 16% больше, чем в прошлом году
 
30
сентября
2016
"Государство разрешило продавать спички, но не создало пожарную службу"
 
30
сентября
2016
Выборы ректора ИРНИТУ отложены
 
30
сентября
2016
"Никто не хочет три года получать от должника по копейке"
 
30
сентября
2016
ОАО «Иркутский завод сборного железобетона» задолжал своим работникам 730 тысяч рублей
 
30
сентября
2016
В Иркутской области оптимизируется механизм госзакупок
 
30
сентября
2016
ЦБ защитит корпоративных клиентов банков от использования сложных финансовых инструментов
 
30
сентября
2016
В Иркутской области обнаружены нарушения в деятельности 16 организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты
 
30
сентября
2016
Иркутск входит в топ-10 городов, популярных для бюджетных поездок на Новый год
 
30
сентября
2016
Минпромторг и Минэкономики предлагают снизить акциз на крепкий алкоголь
 
30
сентября
2016
Иркутские предприниматели смогут принять участие в создании концепции облика улицы Урицкого
 
30
сентября
2016
Заморозка может стать критической для пенсионной системы
 
30
сентября
2016
В Иркутске образовались очереди за льготными проездными
 
30
сентября
2016
Суд заморозил деятельность СТО в Иркутской области
 
30
сентября
2016
Сбербанк внедрил безналичную оплату за обеды в одной из сельских школ Якутии
 
30
сентября
2016
Чиновники предлагают перераспределять "крепкий" акциз в регионах пропорционально легальным продажам, а не производству
 
30
сентября
2016
За сутки 11 нарушителей правил пожарной безопасности оштрафованы в Иркутской области
 
30
сентября
2016
В Иркутской области работнице завода вернули 24 тысячи удержанных рублей
 
30
сентября
2016
Россияне направляют на сбережения 10 процентов доходов
 
30
сентября
2016
Доходная и расходная части бюджета Иркутска увеличатся
 
30
сентября
2016
Что будет с рублем после решения ОПЕК? Прогноз курса доллара на октябрь
 
30
сентября
2016
В Иркутской области руководство предприятия умышленно удерживало 550 тысяч рублей из зарплаты работников
 
30
сентября
2016
Иркутская нефтяная компания участвует в тушении лесных пожаров на севере области
 
30
сентября
2016
С 1 октября юань официально станет частью корзины резервных валют МВФ
 
30
сентября
2016
"Русал" озадачил кредиторов. Компания просит одобрить выплату дивидендов
 
30
сентября
2016
Один из богатейших людей в Китае обнаружил «крупнейший пузырь в истории»
 
30
сентября
2016
Alfa Business Week: модное и вкусное завершение (фото и видео)
 
30
сентября
2016
Посадочные талоны в самолетах переведут в электронный вид
 
30
сентября
2016
В Иркутске состоится суд над директором строительной компании, обвиняемой в мошенничестве
 
30
сентября
2016
Мэрия Иркутска опровергла данные депутата Заксобрания Приангарья о размерах зарплат руководства МУП «Водоканал»
 
30
сентября
2016
Депутат Заксобрания Приангарья заявила о завышенных зарплатах руководства МУП «Водоканал» Иркутска
 
30
сентября
2016
Топ-5 направлений для преодоления послеотпускной хандры