Новости

Как ситуация с "Трансаэро" отразится на авиабилетах

"Трансаэро" прогорело, иностранные авиакомпании и лоукостеры потянулись из России, цены на билеты продолжают расти. Ради экономии придется привыкать к аскетизму: будущее российского авиапассажира — это пересадки, неудобные стыковки и отпуск вне высокого сезона.

История ухода с рынка "Трансаэро", одного из крупнейших авиаперевозчиков в нашей стране, развивается, пожалуй, по самому негативному сценарию. На прошлой неделе произошли события, способные существенно изменить картину на рынке авиаперевозок и, как считают эксперты, привести к монополизации ряда направлений.

Вплоть до прошлой недели "Трансаэро" подводили к неминуемому банкротству, поскольку компания не смогла расплатиться по долгам в 260 млрд руб., а претендентов на ее спасение уже не просматривалось. Однако в минувший вторник РБК неожиданно сообщил о том, что контрольный пакет "Трансаэро" у Александра Плешакова покупает акционер авиакомпании S7 ("Сибирь") Владислав Филев.

На следующий день в эфире телеканала "Россия 1" министр транспорта Максим Соколов заявил, что глава подведомственной министерству Росавиации Александр Нерадько уже подписал приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта "Трансаэро" с 26 октября. Именно этот документ дает допуск авиаперевозчику к осуществлению коммерческих рейсов на международных маршрутах. Ранее было известно, что на заграничные направления авиакомпании претендуют "Аэрофлот", S7 ("Сибирь"), "Уральские авиалинии" и Red Wings, подавшие соответствующие заявки в профильную комиссию при Минтрансе. Сразу же, после того как был аннулирован сертификат эксплуатанта, выяснилось, что межведомственная комиссия Минтранса приняла решение о выдаче ГК "Аэрофлот" временного допуска на 56 из 156 международных маршрутов "Трансаэро" с возможностью пролонгации.

"Поскольку "Аэрофлот" получил все ключевые направления, уровень монополизации российского рынка международных перевозок резко возрастает",-- прокомментировал это решение главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. По его данным, "полностью монопольными с российской стороны становятся маршруты из Москвы в Лондон, Париж, Берлин, Вену, Рим, Милан, Венецию, Прагу, Ираклион, Тель-Авив, Стамбул, Анталью, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Бангкок, Пхукет, Пекин, Гонконг, Караганду". В результате на маршрутах из Москвы в дальнее зарубежье в зимнем расписании 2015/16 года отечественные авиакомпании смогут конкурировать с "Аэрофлотом" только на регулярных рейсах в Мюнхен, Тиват, Сплит и Ларнаку.

Цена вопроса

Если предсказанная Алексеем Синицким монополизация авиаперевозок произойдет, то надо готовиться к резкому росту цен на авиабилеты.

Впрочем, они и без того повышались в течение этого года. Согласно данным компании "Туту.ру", за 10 месяцев 2015-го средние цены на авиабилеты по России выросли примерно на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Зарубежные направления показали более стремительный рост -- как минимум на 20%. Билеты в Европу, как подсчитали в "Туту.ру", подорожали на 19,5%, а в другие регионы дальнего и ближнего зарубежья -- на 30%.

Цены на ряд направлений держались на относительно невысоком уровне, похоже, во многом благодаря ценовой политике "Трансаэро".

"Знаменитые акции на билеты в Нью-Йорк и обратно за 12 тыс. руб. или в Ригу и обратно за 5 тыс. руб. пропали еще в августе, когда управление авиакомпанией "Трансаэро" принял на себя внешний директор",-- говорит пиар-директор Aviasales Янис Дзенис. По его словам, стандартный тариф у "Трансаэро" на направление Москва--Нью-Йорк--Москва был 18 тыс. руб. У альтернативных европейских перевозчиков цены на этом направлении начинались от 21 тыс. руб., у "Аэрофлота" -- от 25 тыс. руб. Или взять такой популярный маршрут, как Москва--Прага--Москва. По данным Aviasales, у "Трансаэро" здесь был тариф 9,2 тыс. руб. За этот же рейс у других авиакомпаний в начале октября нужно было заплатить уже больше 14 тыс. руб. Сейчас билеты на этом направлении стоят около 16 тыс. руб. В Ригу билеты в начале года стоили в среднем 15 тыс. руб., сейчас дошли до 20 тыс. руб.

"К "Трансаэро" предъявлялись большие претензии, поскольку по многим направлениям компания предлагала откровенно демпинговые тарифы. Например, билет Москва--Бургас стоил 3 тыс. руб. в одну сторону",-- отмечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Эти цены сопоставимы с таким конкурентным предложениями "Аэрофлота", как Симферополь (3,8 тыс. руб.) или Калининград (3,9 тыс. руб.). Отметим, что оба направления субсидировало государство.

Билеты без конца

В результате ухода "Трансаэро" с рынка некоторые клиенты компании естественным образом столкнулись с проблемами при замене билетов.

Те, чьи даты вылета и прилета пришлись на период после 15 декабря, до сих пор точно не знают, когда им вернут деньги за билеты. В группе Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) "АК "Трансаэро" -- Возврат билетов" пользователи пишут, что им пришлось платить за полет в два-три раза дороже, чем у "Трансаэро", менять даты, покупать рейсы с пересадками и неудобными стыковками.

Если проблемы тех, кто летел на Новый год, были прогнозируемы: это самый высокий сезон, на который билеты нужно покупать за полгода, то другие примеры этим объяснить уже невозможно. "Наши билеты, на меня с дочкой, на аналогичные даты в Новосибирск на февраль стоят ровно в два раза дороже, чем купленные у "Трансаэро"",-- написала одна из участниц группы. На другом форуме авиапассажиров один из пользователей также написал, что сразу после ухода "Трансаэро" с маршрута до Новосибирска перевозчики подняли цены с 12 500 руб. до 22 тыс. руб. туда и обратно.

Экономия улетающих

Справедливости ради следует заметить, что именно демпинговыми кампаниями "Трансаэро" и приблизило свое фактическое банкротство.

"За счастье летать по приемлемым ценам, которые пассажиры все равно считают высокими, все это время расплачивались авиакомпании. И несмотря на то что у авиакомпаний выросли издержки более чем на треть, они не смогли пропорционально этому росту поднять в 2015 году тарифы"

,-- говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

В четвертом квартале прошлого года и в первом полугодии 2015-го авиакомпании продолжали генерировать убытки, которые составили примерно 27 млрд руб. "По сути, речь идет о том, что три квартала подряд авиакомпании очень сильно субсидировали пассажиров",-- говорит Олег Пантелеев. 

Европейские и азиатские авиакомпании составляли серьезную конкуренцию отечественным авиаперевозчикам. Однако сейчас иностранцы уходят с российского рынка, поскольку из-за девальвации рубля спрос на зарубежные поездки существенно снизился. С сентября авиакомпания Lufthansa отменила часть рейсов из Москвы, Самары и Нижнего Новгорода. Об отказе от части полетов объявили австрийский перевозчик Niki, гонконгская Cathay Pacific Airways, тайские Thai Airways и немецкий лоукостер Air Berlin.

Тем не менее в условиях снижающейся конкуренции иностранцы могут повлиять на стоимость билетов. "Вопрос с ценами на билеты не столь однозначный. Потому что на линиях, которые получил "Аэрофлот", есть иностранные компании, есть стыковочные рейсы, на которых цены останутся прежними. Эти обстоятельства не позволят "Аэрофлоту" сильно завышать цены",-- говорит Пантелеев. Помимо этого на минувшей неделе стало известно о том, что российский лоукостер "Победа" получил в Росавиации допуск на полеты в Германию, Словакию и Францию. Теперь у "Победы" есть разрешение на рейсы в Дрезден, Кельн, Братиславу, а также в Шамбери (Франция). Кроме того, лоукостер получил допуск на 14 рейсов в неделю в Минск.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Взлет акций "Трансаэро" на новостях о том, что "Сибирь" покупает контрольный пакет авиакомпании":
Все материалы сюжета (20)