Новости

Электронное ОСАГО хотят сделать нормой. Страховщики против

ЦБ намерен расширить перечень страховщиков, продающих ОСАГО онлайн. Уже с марта компаниям рекомендовано предоставлять регулятору данные о подключении этой услуги. Пока только 14 страховщиков из 81, имеющего лицензию ОСАГО, оформляют электронный полис. Инициатива ЦБ не нравится рынку -- онлайн ОСАГО пользуется спросом в убыточных регионах, где продавать страховку невыгодно. Официально же компании указывают на проблемы с доступностью интернета по всей стране и на невозможность в регионах проверять электронный полис сотрудниками ГИБДД.

Департамент страхового рынка ЦБ уведомил Российский союз автостраховщиков (РСА) о необходимости поэтапного перехода всех членов профобъединения к предоставлению услуги заключения договора ОСАГО в электронном виде. Как следует из письма ЦБ от 15 февраля (есть в распоряжении "Ъ"), начиная с 5 марта компании должны представить в Центробанк сведения "об оказании услуги заключения договоров ОСАГО в электронном виде; о мерах, направленных на ускорение внедрения услуги". В таблице, которую прилагает ЦБ, компании должны отчитаться о количестве действующих договоров ОСАГО и их доле, заключенной онлайн.

По сведениям "Ъ", эта тема недавно обсуждалась представителями рынка с первым зампредом ЦБ Сергеем Швецовым. Как рассказывает один из участников встречи, "пока этот только вопрос мониторинга, деталей поэтапного перехода на всеобщую электронизацию ОСАГО нет".

По статистике РСА, в настоящее время возможность оформить электронный полис ОСАГО предлагают 14 страховщиков из 81 действующего члена союза.

Компании запустили онлайн-продажи ОСАГО с 1 июля 2015 года. Как говорят в союзе, всего таким образом уже оформлено более 37 тыс. полисов. Ежедневно онлайн заключается около 2% сделок по ОСАГО. Электронный полис должен устранить дефицит страховок в регионах. По данным ЦБ, жалобы на проблемы с покупкой полиса по итогам четвертого квартала 2015 года составили 15% случаев в общем числе претензий граждан к страховщикам ОСАГО. Неофициально на рынке говорят, что особой популярностью электронные полисы пользуются в убыточных для страховщиков регионах, лидером по убыткам является Краснодарский край. "Страховщики медлят в деле подключения онлайн-продаж по этой причине,-- говорит информированный собеседник "Ъ" на рынке.-- Убытки по ОСАГО уже перекрыли прошлогоднее повышение тарифов, никто в них не закладывал рост курса доллара".

Страховщикам инициатива ЦБ откровенно не нравится. Официально компании говорят о невозможности проконтролировать качественное исполнение услуги по ОСАГО в электронном виде.

По словам заместителя главы "Ингосстраха" Ильи Соломатина (компания не стала запускать онлайн-продажи), "есть ряд объективных обстоятельств, которые тормозят распространение электронного полиса,-- это доступность канала продаж услуги: не везде есть интернет и отсутствует синхронизация базы ГИБДД с базой РСА для проверки таких полисов в регионах".

Татьяна Гришина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

/ Коммерсантъ /
Материалы сюжета "ОСАГО-2016":
Все материалы сюжета (24)