Новости

Общество наименьшего потребления. Покупательская активность россиян достигла исторического минимума

Индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2016 года достиг в России рекордно низких значений за всю историю наблюдений. У 18% соотечественников не осталось свободных денег, они все больше экономят на новой одежде, электронике и отпусках. В улучшение ситуации не верит почти 70% респондентов.

Российский индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2016 года обновил исторический минимум, составив 63 пункта (в первом квартале 2015 года — 72 пункта) — это самое низкое значение за все 11 лет наблюдений. Так, рекордно низкой — 82% — стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на основные нужды и обязательные платежи. К примеру, в кризис 2009 года эта доля была 93-96%. В начале 2016 года соотечественники, имеющие свободные финансы, тратили их на новую одежду — 36% и на отпуск — 31%, еще 31% опрошенных переводил их в сбережения.

Общее число стремящихся экономить россиян в первом квартале 2016 года достигло 76%. Если в начале прошлого года от трат на развлечения отказывались 55% опрошенных, то теперь их стало 59%.

От новой одежды отказался 61% респондентов (55% годом ранее), покупку электроники отложили 45% (43%). Более половины россиян — 52% — признались в начале 2016 года, что переходят на более дешевые продукты (48% год назад). По словам главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, потребители стали рациональнее подходить к выбору магазинов, оценивая их по соотношению уровня цен, промоактивности, ассортимента и сервиса, меньше внимания уделяя удобству расположения. Доля продаж FMCG-товаров в рамках промоакций за два года удвоилась и в первом квартале этого года превысила 20%, говорит господин Бурмистров.

"Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня",— заключает директор по работе с глобальными клиентами "Nielsen Россия" Марина Лапенкова.

Не приносит, по ее словам, удовольствия потребителям и планирование летнего отпуска: "В отсутствие доступных альтернатив россияне или не уходят в отпуск вовсе, или выбирают не совсем радующие их варианты". Интерес россиян к летнему отдыху за рубежом в феврале 2016 года относительно того же периода прошлого года упал на 3%, к отдыху внутри страны — на 16% (данные Ассоциации туроператоров России): лидерами спроса на внутреннем рынке стали курорты Краснодарского края, Крыма и Санкт-Петербург, на выездном — Кипр, Греция, Испания, Черногория. Доля россиян, экономящих на отпуске, за год выросла на 1 п. п. до 31%, выяснил Nielsen.

Доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова указывает, что текущая картина потребительской активности отличается от кризиса 2008-2009 годов более затяжными пессимистическими настроениями.

Анатолий Костырев, Александра Мерцалова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное