Запущенные в конце 2015 года новинки Lada Vesta и Lada Xray пока не поддерживают финансовое состояние АвтоВАЗа. По итогам первого квартала завод нарастил чистый убыток по МСФО до 8,6 млрд руб. и сохранил валовую убыточность. Компания сохраняет оптимизм за счет уверенности в поддержке акционеров, а эксперты ожидают улучшения результатов компании, если выпуск новых моделей выйдет на большие объемы.
Выручка АвтоВАЗа по МСФО за первый квартал упала на 21%, до 38,4 млрд руб., чистый убыток увеличился в 48 раз, до 8,6 млрд руб. Уже второй квартал подряд компания показывает валовой убыток 1,99 млрд руб. в январе--марте, тогда как в первом квартале 2015 года еще была валовая прибыль 3,9 млрд руб. Себестоимость продаж в январе-марте снизилась лишь на 9%, до 40,4 млрд руб., административные расходы сократились на 14%, до 2 млрд руб. Расходы по продаже продукции, напротив, увеличились на 54%, до 1,9 млрд руб. Краткосрочные обязательства АвтоВАЗа выросли на 11%, до 49,7 млрд руб., долгосрочные -- на 6%, до 51,8 млрд руб.
На АвтоВАЗе финансовые показатели отдельно не комментируют -- в официальном релизе речь идет в основном о физических объемах продаж. Так, компания подчеркивает, что сохранила в первом квартале свою рыночную долю 18,9% (на фоне общего падения рынка на 18%), объяснив это "удовлетворительной динамикой продаж", особенно новинок -- Lada Vesta и Lada Xray. За квартал продажи Lada упали на 17%, до 56,9 тыс. машин. Общий объем производства концерна (с учетом моделей Renault, Nissan, Datsun) за тот же период снизился на 34%, до 96,5 тыс. машин. Завод признал "недостаточную интенсивность поставок" моделей, отметив, что планирует увеличить выпуск с мая. Но сейчас на АвтоВАЗе четырехдневная рабочая неделя, а с 29 апреля по 9 мая включительно конвейер вообще стоит. С 30 апреля по 11 мая простой и на "ИжАвто".
По итогам 2015 года АвтоВАЗ получил чистый убыток по МСФО 74 млрд руб., указав, что без поддержки акционеров есть риск приостановки операционной деятельности.
На рынке убытки АвтоВАЗа объясняют в частности затратным выводом на рынок новых моделей в четвертом квартале. Новые продукты не приносят прибыль, пока не достигнута "критическая масса" производства, еще не налажена работа с комплектующими, стандартизация и оптимизация расходов, говорит источник "Ъ". Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" полагает, что положительный финансовый эффект от новых моделей будет виден уже во втором квартале.
Яна Циноева