Новости

ОТП-банк пытается стать универсальным

Падение доходности розничного банкинга заставляет традиционно работающих в этом сегменте крупных игроков искать новые источники заработка. Так, ОТП-банк, специализирующийся на потребительском кредитовании, начал вплотную развивать корпоративный бизнес. Банк планирует зарабатывать на обслуживании счетов юрлиц, на предоставлении гарантий, аккредитивах и факторинге. Впрочем, участники рынка успешность такой модели ставят под сомнение.

О том, что ОТП-банк приступил к наращиванию бизнеса в корпоративном сегменте, "Ъ" сообщили в банке. "В начале апреля был создан дивизион корпоративного бизнеса и казначейских операций. Цели, поставленные перед новым подразделением,-- рост корпоративного бизнеса по всем ключевым направлениям, расширение операций казначейства и увеличение продаж инструментов для хеджирования валютного курса, форвардов и опционов, дополнительных продуктов, которые помогут управлять ликвидностью компаний",-- пояснил президент ОТП-банка Илья Чижевский. Конкретные целевые показатели он обнародовать отказался, ограничившись общими словами "существенный двузначный процентный рост". Впрочем, по сведениям "Ъ", предполагается, что к концу 2017 года доля корпоративного бизнеса в кредитном портфеле банка может вырасти вдвое. По данным на 1 апреля, на долю корпоративных ссуд приходилось 12% кредитного портфеля банка.

Основной бизнес ОТП-банка сосредоточен в сегменте потребительского кредитования. По данным российской отчетности на 1 апреля, объем кредитов банка физлицам составлял 87,3 млрд руб. против 12 млрд руб. кредитов юрлицам. "В портфеле группы ОТП доля дохода от корпоративного бизнеса составляет более 30%, ОТП-банк в России изначально создавался как универсальная кредитная организация,-- поясняет господин Чижевский.-- Другой вопрос, что в момент выхода на рынок акцент был смещен на розницу ввиду розничного кредитного бума". По его словам, сегодня у ОТП-банка есть опыт, команда, четкое понимание того, как развивать корпоративный бизнес, каким сегментам уделять особое внимание -- активам, пассивам, комиссионным доходам и внебалансовым активам. Банк планирует наращивать продажу банковских гарантий, аккредитивов, заниматься управлением финансами клиентов и факторингом.

Участники рынка указывают, что заниматься корпоративным бизнесом розничные банки-монолайнеры пытались и раньше. Однако фактически изменить бизнес-модель в сторону универсального банка пока удалось только Совкомбанку.

По словам главы Совкомбанка Сергея Хотимского, банк принял решение о смене бизнес-модели в середине 2014 года, в настоящее время соотношение корпоративного портфеля к розничному составляет примерно 60% к 40%. О намерении развивать корпоративный бизнес ранее заявляли Тинькофф-банк, банк "Ренессанс Кредит", ХКФ-банк. В основном розничные игроки делали ставку на реализацию зарплатных проектов, однако на практике успеха не добились. "Работа с крупными корпоративными клиентами, как правило, очень низкомаржинальная -- доходность от такого бизнеса в среднем составляет 2,7-4% годовых, а розничному банку это не окупит стоимости фондирования",-- указывает собеседник "Ъ" в банке топ-100.

Валерия Францева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное