Новости

Наталия Орлова, Альфа-Банк: Основной вопрос - на что готово пойти правительство накануне выборов

Дискуссия о реформах активизировалась. Слишком мягкая бюджетная политика может стать главным риском для замедления инфляции, о чем уже не раз говорил ЦБ. С этой точки зрения, позитивной выглядит новость о новых предложениях по реформам А. Кудрина и А. Улюкаева. Кудрин, недавно назначенный на пост заместителя председателя  Экономического  совета  при  президенте  РФ,  предложил  ряд структурных  мер,  направленных  на  поддержку  инвестиционного  роста в России.  План предусматривает консолидацию бюджетных расходов. Однако основной вопрос, как отмечает Наталия Орлова, Альфа-Банк, по-прежнему заключается в том, насколько такой подход может быть реализуем накануне выборов, и будет ли он частью более общих изменений инвестиционного климата, которые необходимы для запуска экономического роста.

Рынки  вновь боятся комментария ФРС

Несмотря на то, что на предыдущем заседании ФРС сохранил ставку неизменной на уровне 0,5% и смягчил риторику, оказав поддержку рынкам, в последнее время американский регулятор вновь перешел к жестким комментариям. С середины мая на изменившихся ожиданиях относительно действий ФРС в июне ставки по двухлетнему долгу США выросли на 15 б.п., а индекс S&P потерял 2% стоимости. Комментарии регулятора также оказывали давление на нефтяной рынок, но положительные отраслевые новости отправили цену на нефть Brent к $48/барр. с $43-46/барр.в конце апреля.

Рынок труда США недостаточно стабилен, чтобы ФРС могла перейти к действиям

Однако экономическая статистика США не дает однозначного подтверждения тому, что повышение ставок будет происходить. Экономика США создала только 160 тыс. рабочих мест в апреле, что оказалось значительно ниже ожиданий. Кроме того, были снижены данные за предыдущие два месяца на 20 тыс. рабочих мест. Доля участия трудоспособного населения в рабочей силе также снизилась, что является негативным сигналом.

Восстановления аппетита к риску более чем возможно

В условиях, когда традиционные «тихие гавани», то есть развитые страны и быстрорастущий Китай, больше таковыми не выглядят, многие инвесторы подумывают об увеличении вложений в развивающиеся рынки.

С учетом уровня неопределенности в развитых странах и расхождением в ценах на активы (за последние пять лет S&P 500 вырос на 56%, тогда как индекс развивающихся рынков MSCI упал на 29%), любая положительная новость поддержит приток капиталов в недооцененные развивающиеся экономики. По этой же причине мы ожидаем дальнейшего движения пары евро-доллар к уровню 1,15-1,2, что будет отражать рост глобального аппетита к риску.

Россия: бюджет продолжает стимулировать спрос

Ключевой экономической темой последнего месяца стало состояние российского бюджета. Доходы бюджета за 4М16 сократились на 14% г/г, в то время как расходная часть уже начала разворот в сторону большей активности. Если за 1К16 расходы бюджета снизились на 12% г/г, то за 4М16 темп снижения упал до 6%. С учетом планов по бюджетной поддержке экономики на этот год, в ближайшие месяцы расходы бюджета начнут значительно возрастать, и неудивительно, что дефицит бюджета уже вырос до 1,2 трлн руб. за 4М16 с 0,7 трлн за 1К16.

Текущая динамика доходной и расходной частей бюджета лишь подчеркивает скрытые проблемы российской фискальной системы. Речь идет о так называемой проблеме «фискального доминирования», когда бюджетные власти устанавливают планы по расходам исходя из текущих нужд и игнорируя вопрос стратегического бюджетирования. Так, ненефтяной бюджетный дефицит составлял в среднем 10% последние пять лет, что указывает на то, что правительство постоянно перераспределяло нефтяные доходы по экономике и финансировало чрезмерно высокие социальные (21% ВВП на уровне консолидированного бюджета) и оборонные (4% ВВП) расходы и усиливало уязвимость бюджета к шокам цены на нефть.

Кроме того, на проблему фискального доминирования в России указывает также и структурный дефицит бюджета. Этот индикатор отражает баланс бюджета, скорректированный на возможные циклические колебания доходов и расходов и рассчитанный в терминах потенциального объема ВВП. При общем размере дефицита России в 2015 г. на уровне 3,5% ВВП, ее структурный дефицит достиг 2,4% в этот период и, согласно МВФ, достигнет 4,3% в этом году.

Несмотря на то, что замедление экономического роста в России носит структурный характер и, следовательно, не требует проактивной бюджетной поддержки, правительство все еще преследует свои собственные цели, допуская сильный бюджетный дефицит.

Иными словами, если раньше Россия с легкостью могла выдержать сравнение своей бюджетной позиции с другими развивающимися экономиками, устойчиво негативная динамика последних лет сильно ухудшила ее бюджетные перспективы.

С этой точки зрения, позитивной выглядит новость о новых предложениях по реформам А. Кудрина и А. Улюкаева. Кудрин, недавно назначенный на пост заместителя председателя Экономического совета при президенте РФ предложил ряд структурных мер, направленных на поддержку инвестиционного роста в России. План предусматривает консолидацию бюджетных расходов и повышение пенсионного возраста до 63-65 лет. Хотя данный план все же содержит компонент государственной поддержки – в данном случае, инфраструктурных инвестиций, более жесткий подход к бюджетированию, о котором идет речь, необходим как для стабилизации фискальной политики в России, так и для более долгосрочных целей, связанных с инфляцией.

Однако основной вопрос по-прежнему заключается в том, насколько такой подход может быть реализуем накануне выборов и будет ли он частью более общих изменений инвестиционного климата, которые необходимы для запуска экономического роста.

Наталия Орлова, Альфа-Банк


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное