Новости

Минэкономики выступает против идеи Минфина досрочно завершить восемь ФЦП 

Оптимизация бюджетных расходов и переход на программно-целевые методы бюджетирования в правительстве может привести к досрочному прекращению восьми крупных федеральных целевых программ (ФЦП). Минфин предлагает сделать это уже в бюджете на 2017-2019 годы. Минэкономики против.

Как стало известно "Ъ", во второй половине мая 2016 года экспериментальный процесс перевода части бюджета на программно-целевые методы исполнения привел к существенным разногласиям между Минфином и Минэкономики. Экономическое ведомство отказалось 19 мая согласовывать разработанный Минфином проект графика подготовки всех бюджетных документов на 2017-2019 годы.

Разногласия Минфина и Минэкономики принципиальны и касаются восьми ФЦП, которые финансовое ведомство предлагает досрочно прекратить, а их мероприятия -- срочно "упаковать" в другой формат, государственные программы. 

Как следует из переписки замминистра финансов Алексея Лаврова, замминистра экономики Алексея Ведева и аппарата правительства, имеющейся в распоряжении "Ъ", проблема достаточно крупна даже по бюджетным меркам. Как уже писал "Ъ" 18 мая, на совещаниях у премьер-министра Дмитрия Медведева еще в апреле 2016 года, а затем на правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов 11 мая были определены для "апробации" (проверки эффективности) восемь госпрограмм. 

На них будут отрабатываться механизмы взаимодействия ведомств в рамках новых подходов, механизмы "проектного офиса" и прочие нововведения Белого дома в поисках лучшего механизма расходования госсредств. Однако в сфере четырех госпрограмм есть давно действующие ФЦП. 

Как следует из проекта графика Минфина, речь идет об образовательной, транспортной, аграрной и жилищной госпрограммах -- в сумме в 2016 году они предусматривают расходы на 1,6 трлн руб. Каждая из этих госпрограмм, как предполагается Минфином, поглотит мероприятиях двух отраслевых ФЦП. Таким образом, речь идет о прекращении действия ФЦП с суммарными расходами на сотни миллиардов рублей в год. Алексей Ведев констатирует, что вопрос прекращения ФЦП -- это не просто формальность и перевод финансирования из одной формы в другую. "ФЦП являются механизмом прямого действия",-- напоминают в Минэкономики, поэтому их остановка уже в 2016 году приведет автоматически к исключению проектов в рамках программ из федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП), а также к "отключению" этих проектов от имеющейся нормативно-правовой базы. 

В основном Минэкономики беспокоит строительство капитальных объектов в 2016 году и -- поскольку речь идет о строительстве в том числе школ, дорог и объектов, используемых сельским хозяйством,-- видимо, социальные последствия происходящего. 

Наконец, Минэкономики предполагает, что досрочное завершение ФЦП приведет к появлению брошенных объектов и прерванных мероприятий уже в этом году, причем деньги на эти объекты в 2015 году министерства в условиях жесткой бюджетной экономии выбивали с боями.

Ведомство Алексея Улюкаева предлагает досрочно завершать ФЦП только по итогам "апробации" -- то есть через несколько лет, за которые Минэкономики сможет создать все новые правовые нормы для госпрограмм. В свою очередь, Минфин настаивает на том, что "бюджетная революция" вполне возможна и необходима, а проблемы могут быть разрешены постановлениями правительства и специальными временными механизмами -- их, собственно, и предлагается создать самому Минэкономики. 

Дмитрий Бутрин 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное