Новости

Рельсы "Мечела" дотянулись до Стокгольма. Китайская Minmetals требует от компании $130 млн

"Мечел" Игоря Зюзина, завершающий реструктуризацию многомиллиардных кредитов, может быть вынужден выплатить до $130 млн китайской Minmetals Engineering, строившей рельсобалочный стан на Челябинском меткомбинате (ЧМК). Minmetals требует от ЧМК в Стокгольмском арбитраже оплатить работы, комбинат подал встречный иск на $68 млн за срыв сроков и плохое качество работ. Сумма иска может быть чувствительна для "Мечела", но разбирательство займет много времени, указывают эксперты.

Китайская Minmetals Engineering Co. Ltd, подрядчик строительства универсального рельсобалочного стана (УРС) на ЧМК "Мечела", требует от комбината $128,4 млн в Стокгольмском арбитраже (SCC), говорится в отчете "Мечела" по форме 20F. В российском отчете сумма претензий больше -- около $136 млн. Основные претензии Minmetals касаются оплаты работ ($46 млн) и компенсации расходов из-за изменения техзадания ($87 млн), следует из документов. ЧМК, по данным 20F, подал встречный иск на $68,4 млн, требуя от Minmetals уплаты штрафа за задержку и возмещения ущерба из-за некачественной работы (в российском отчете -- $56 млн). Кроме того, ЧМК оспорил кандидатуру судьи от Minmetals, китайцы должны были предоставить суду аргументы по этому вопросу до 31 мая. В "Мечеле" и SCC вчера отказались от комментариев, связаться с Minmetals не удалось. В отчете "Мечела" говорится, что компания "считает возможным отток ресурсов" по претензиям Minmetals.

"Мечел" заключил контракт с Minmetals по УРС мощностью 1,1 млн тонн в год в 2008 году (оборудование итальянской Danieli). Сумма контракта составляла $300 млн, предполагалось, что китайская компания предоставит "длительный связанный кредит" (сумма не раскрывалась). Гендиректор УК "Мечел" Владимир Полин тогда объяснял выбор Minmetals тем, что в Китае местные подрядчики запустили пять таких станов. Стан был нужен в первую очередь для проката стометровых рельсов. "Мечел" договорился о поставках ОАО РЖД до 400 тыс. тонн рельсов в год до 2030 года.

Строительство планировалось закончить к концу 2010 года.

В сентябре того же года "Мечел" привлек для завершения проекта синдицированный кредит от BNP Paribas, Газпромбанка и UniCredit на $471,2 млн. Всего строительство УРС обошлось в $715 млн, а стан был запущен в июле 2013 года. Но источники "Ъ" в отрасли и министерствах рассказывали, что компания была недовольна качеством работы Minmetals, уже после сдачи стана пришлось потратить много времени на настройку. О встречных претензиях подрядчика собеседники "Ъ" не слышали, притом что Minmetals подала в арбитраж на ЧМК еще в декабре 2014 года, следует из документов "Мечела".

Олег Петропавловский из БКС указывает, что претензии Minmetals "могут быть чувствительны" для "Мечела", работающего в режиме строгой экономии,

а сумма иска превышает годовой объем его капвложений (около $80 млн в 2015 году, $40 млн планируется на 2016 год).

Генсекретарь Арбитражной ассоциации Роман Зыков говорит, что "по регламенту продолжительность рассмотрения спора в Стокгольмском арбитраже с момента передачи дела арбитрам -- шесть месяцев". Но при наличии встречного иска от ЧМК и необходимости экспертиз, скорее всего, пройдет больше времени -- не менее полутора лет, полагает юрист. По его словам, решение SCC можно оспорить в апелляционном суде округа Швеции, где шло арбитражное разбирательство. "Но добиться отмены решения арбитража сложно: для этого есть узкий перечень исключительных оснований, а шведские суды за редким исключением обычно признают решения Стокгольмского арбитража",-- указывает господин Зыков.

Анатолий Джумайло, Анна Занина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное