Новости

Обыкновенный эйджизм. Каковы шансы устроиться на работу после 45

Если не стал начальником к 45 годам, ты неудачник, считают многие работодатели. Шансы устроиться на новую работу в таком возрасте -- 3 из 100. Но экономический, демографический и образовательный кризисы могут качнуть маятник обратно: без поколения "новых пенсионеров" экономика просядет еще больше.

Скажи старости "нет" -- судя по вакансиям, эта идея лет 20 владеет умами работодателей. Сегодня по-прежнему те, кому "за 45",-- первые кандидаты на увольнение, их неохотно берут на работу, меньше платят. Словом, в российском обществе глубоко укоренен эйджизм (дискриминация по старшему возрасту), который воспринимается как правильное, прагматически обоснованное явление, хотя о нем неудобно говорить публично. За "стариками" положено ухаживать, а не давать им работу.

Однако граждане страны неуклонно стареют: пенсионеров -- больше, молодых трудоспособных -- меньше, и это тенденция на десятилетия, пишет Всемирный банк в докладе "В поисках нового "серебряного века" в России: факторы и последствия старения населения".

Сокращение трудовых ресурсов обходится стране в 0,5 п. п. экономического роста в год, подсчитал НИУ ВШЭ. Уже в 2015-2020 годах, по оценке Росстата, страна лишится 4,5-5 млн трудоспособных граждан (на конец 2015 года их осталось 85,9 млн). А в 2020-х на рынок труда выйдет малочисленное поколение 1990-х, и Россия потеряет еще около 7 млн работников.

Возраст отсечения

В 90-е объявления о работе пестрили требованиями "до 30 лет", в нулевые эта планка стала повышаться, вспоминает Рустам Барноходжаев из кадрового агентства "Юнити". Но принципиально картина не изменилась. В 2012 году возрастная дискриминация при приеме на работу опережала гендерную (женщин) почти в два раза, пишут Ирина Козина и Ирина Зангиева из НИУ ВШЭ в статье "Возрастная дискриминация при приеме на работу".

Принятые в 2013 году поправки в закон "О занятости населения в РФ", запрещающие устанавливать возрастные ограничения при трудоустройстве, просто увели проблему в тень. Люди старшего возраста -- по-прежнему самая уязвимая группа на рынке труда, пишет HeadHunter в отчете за 2015-й. Наличие возрастной дискриминации признали 81% работодателей.

Практика еще печальнее: только 3% сотрудников, нанятых через HeadHunter в 2015 году, были старше 45 лет -- "возраста отсечения", после которого интерес работодателей резко падает. "В подавляющем большинстве работодатели ориентированы на работников в возрасте 23-40 лет",-- указывается в отчете. В первую очередь это касается белых воротничков, говорит Георгий Самойлович из кадрового агентства "Юнити": "После 45 лет значительно труднее устроиться на административные должности (секретарь, помощник руководителя, ассистент отдела, координатор проектов), а также сотрудникам на линейных позициях -- менеджерам по продажам, закупкам, логистике".

Объяснений несколько. "Обычно я вижу следующие пояснения заказчиков: а) им такая работа будет неинтересна; б) у нас молодой коллектив, к чему нам старпер; в) они неуправляемы и будут учить меня жить, а я тут босс; г) они медлительные, старые, им лишь бы пить чай; д) они не будут учиться новому, ибо считают, что знают все; е) хочу девушку до 30",-- пишет на сайте SuperJob один из хедхантеров.

Кризис привел к тому, что в 2014 году компании начали экономить, увольняя 45-летних. Просто потому, что их зарплаты, по данным HeadHunter, в среднем на 20-30% больше, чем у 25-35-летних. Как отмечают Козина и Загниева, у всех россиян вне зависимости от образования "годовые заработки с возрастом сначала растут, выходят на пиковые значения где-то в районе 40-45 лет и затем начинают снижаться".

Тем же путем пошло государство: в ходе массового сокращения врачей в 2014-2015 годах пострадали в основном сотрудники больниц и поликлиник предпенсионного возраста. А бюджет сэкономил на их стаже и выплатам по ним.

Стереотипы 45 лет

Молодость лучше продает. Моложаво должны выглядеть актеры, продавцы, консультанты, словом, все, кто "работает лицом" с массовой аудиторией. Мода на молодость укоренилась даже в опере, писал Михаил Фихтенгольц в журнале "Сноб": певцы после 30-35 лет менее востребованы.

В России есть и своя специфика. Бывший топ-менеджер "МегаФона" вспоминает, что, когда в нулевых шла война за долю рынка, "чтобы обойти конкурентов, требовалось нечто большее -- решимость, пахота и вера в невозможное". За такие рабочие места была еще и конкуренция. "Работодатели предпочитают работников, готовых к высокой интенсивности труда, экстренным изменениям трудового графика, мобильности и ненормированному рабочему дню",-- резюмируют Козина и Зангиева.

Для этого, подчеркивают кадровики, лучше подходят молодые сотрудники, которые еще и более восприимчивы к корпоративной культуре. "Достаточно большой процент соискателей в возрасте менее гибки к изменениям, им сложно воспринимать что-то новое",-- уверена Игнатова. Отчасти это так, а возможно, взрослые люди просто переросли то, что в России иногда выдается за корпоративную культуру.

Но почему работодатели в России зациклились на 45 годах? Одна из причин -- стереотипы.

"Считается, что люди после 45 лет ищут от работы стабильности и комфорта, у них уже не будет горящих глаз и желания свернуть горы ради выполнения KPI,-- поясняет Самойлович.-- А значит, проще найти молодых, готовых на все, которые могут работать за перспективу карьерного роста, а не только за деньги".

Кроме того, большинство руководителей и HR-менеджеров считают, что главные достижения в "офисных специальностях" происходят до 35 лет. "Поэтому если вам 45 лет, а вы еще менеджер по продажам и не стали коммерческим директором, сверхрезультатов от вас можно не ждать",-- резюмирует Самойлович.

"Еще во время СССР возникло негласное правило: не брать работника на работу, если до пенсии ему осталось меньше 15 лет (мужчины -- до 45 лет, женщины -- до 40),-- говорит Зоя Хоткина, ведущий научный сотрудник ИСЭПН РАН.-- Это правило укоренилось в мозгах работодателей и действует сегодня". Во времена СССР люди подолгу работали на одном месте, и такое правило работало против того, чтобы работу меняли часто.

"Летунов" не любят и сегодня, говорит замдиректора по научной работе ИМЭМО Евгений Гонтмахер. В Америке, говорит он, видят плюс в том, что человек несколько раз менял направление своей деятельности: "Логика такая -- человек мобилен, готов переучиваться". У нас же обратная реакция: мало опыта, нигде не удерживается.

Новые пенсионеры

В Европе экономический кризис ударил по молодым -- выпускникам школ и вузов: их чаще увольняли, отказывали в трудоустройстве. Безработица среди молодежи в Греции и Испании, например, по данным Евростата, в 2012-2013 годах превышала 50%. А люди в возрасте 40-60 лет в Европе продолжают работать, отмечает Гонтмахер: "Они повышают худо-бедно квалификацию и более конкурентны, чем молодые".

В России, уверен он, ситуация обратная: на рынке много возрастных людей с устаревшими знаниями и навыками: "Типичный сценарий -- инженер 50 лет, советское образование. Он постепенно терял квалификацию и опускался по социальной лестнице до работы, требующей только присутствия,-- охранник, гардеробщик. Зарплата маленькая, но он держится до пенсии. Или работает на отсталом производстве, где его знания пока нужны, но оно само -- уже нет. На современное производство его не возьмут".

Это, по мнению Гонтмахера, отражение дефектов системы образования. В советское время сценарий был прост: человек закончил вуз, ПТУ, техникум и идет с этим багажом до конца жизни.

Виновата экономическая отсталость. "У нас почти все рабочие места не требовали высокой квалификации,-- рассуждает Гонтмахер.-- Человек закончил хороший вуз, а мест для работы, соответствующих приличному образованию, просто нет. Это выталкивает его в низкоэффективную занятость". И даже тем, кто в 30-40 лет повышает квалификацию, часто некуда деваться. Есть еще малый бизнес, где не такие высокие требования к образованию, и он мог бы поглотить людей среднего и пожилого возраста, но не развит. "Эти диспропорции объективно создают дискриминацию по возрасту",-- заключает Гонтмахер.

Много ли таких возрастных сотрудников в стране, сказать трудно. Но точно известно: к пенсионному возрасту приближаются "новые пенсионеры", те, кто начинал работать в 90-е. Это поколение высокообразованных людей, считает Хоткина: "Они намного образованнее той молодежи, что на рынке труда сейчас есть. А 90-е так хорошо провели у них экзамен на адаптивность, что адаптивные способности у них очень даже хорошие -- они и обучатся, и переучатся".

Какую же работу предлагают "новым пенсионерам"? Из вакансий, публикуемых на специализированных ресурсах типа "Работа.ру", SuperJob и HeadHunter, люди старше 45 лет до недавних пор могли претендовать только на десятую часть, следует из исследования Козиной и Зангиевой.

Центры занятости предлагают образованным пенсионерам места лифтера, вахтера, охранника и работу по дому. Среди тех, кто откликается на вакансии HeadHunter в разделе "домашний персонал", людей старше 45 лет -- 36%, а "безопасность" -- 27%. Это не значит, что на большее они не способны, это значит, что в остальных местах шансы устроиться на работу близки к нулю.

Исход в гавань
Ставка на дешевую молодежь в компаниях не везде оправдывается, говорит Игнатова: "С августа 2015 года наметилась тенденция -- некоторые компании вместо двух молодых нанимают одного постарше, опытного сотрудника, ценящего стабильность, который способен генерировать прибыль". Тренда пока нет, но интерес у работодателей такой появляется, согласны Каримов и Барноходжаев. Поэтому, по словам Каримова, у 45-летних сейчас появляется неплохой шанс найти хорошую работу. И доказать, что рассуждения работодателей о "недостаточной гибкости" возрастных сотрудников были надуманными.

Другая тенденция -- переход "возрастных" менеджеров в госкомпании и органы власти. "Главный мотив перехода --стабильность",-- говорит Барноходжаев. К 45 годам они набрались опыта, проработав 10-20 лет в коммерческом секторе. Но его лихорадит, рынки падают, выход из кризиса не предвидится. А в госсекторе еще есть деньги и масштабные проекты. Другой плюс: госсектор в целом лояльнее относится к возрасту кандидата, говорит Барноходжаев: "В торговле основные ожидания от сотрудников -- продуктивность. В госсекторе -- компетентность и лояльность".

Экономика будет нуждаться в "новых пенсионерах", уверена Хоткина, молодежь не держится за место работы, у них другая система ценностей: "Заработал на модные кроссовки или iPad и ушел". К тому же падает функциональная грамотность, уровень образования. По данным ВЦИОМа, 91% работодателей считают, что у выпускников российских университетов недостаточно практических навыков для выполнения их работы.

Пока пенсионерами, говорит Хоткина, "затыкают дыры там, куда не идет молодежь". Но может получиться так, что нынешние 45-летние вытеснят с рынка труда молодежь и надолго займут руководящие позиции. Как это происходит в госаппарате, где выход на пенсию отложен до 70 лет. И тогда мы наконец нагоним геронтократическую Европу.

ВЛАДИМИР РУВИНСКИЙ


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное