Новости

Борода - страшная сила

Мода на бороды в мире идет на спад, а в России -- в самом разгаре. Москва стала мировой столицей барбершопов: российские мужчины с помощью растительности на лице и прочих ухищрений стараются покинуть рейтинг самых непривлекательных в мире.

Роман Мостицкий, 27-летний москвич, креативный директор небольшого рекламного агентства FACES, отрастил бороду четыре года назад и с тех пор стал частым посетителем барбершопов. "Раз в месяц хожу на стрижку -- трачу на это в среднем 1,5 тыс. руб., дважды в месяц ровняю бороду -- по 800 руб. за сеанс",-- делится он.

Ежедневный уход за бородой и волосами еще затратнее. "Тут принцип простой: чем длиннее -- тем дороже. На разные бальзамы, воск и масла для длинной бороды тратится до 5 тыс. руб. в месяц, на уход за небольшой бородой требуется 2-2,5 тыс. руб.",-- подсчитал Роман. Плюс еще расходы на спорт, оздоровительный массаж и так, по мелочи -- ну, скажем, набить тату. Татуировок у Мостицкого много: например, последняя -- цифра V на руке -- обошлась в 6,5 тыс.

По мнению Мостицкого, для современного жителя мегаполиса такой уровень инвестиций в себя абсолютно оправдан. "Борода, к примеру,-- это неплохой способ выглядеть стильно и смотрится отлично, особенно когда тебе чуть за 20, а выглядеть хочется постарше и покруче,-- говорит он.-- А ухоженный внешний вид сильно прибавляет уверенности в себе".

Пена для бритья, гель для душа -- пятью одинаковыми наборчиками, подаренными дамами на 23 Февраля, еще лет 15 назад мужчины отлично обходились весь год. Рынок мужской косметики был тогда смешным -- что-то около $60 млн. За 15 лет он вырос в 18 (!) раз -- до $1,1 млрд (по данным Euromonitor International). И львиная доля заслуг в этом росте принадлежит барбершопам.

Барбер-революция

Все началось с открытия в сентябре 2011 года сети Chop-Chop. Бывший редактор GQ Данила Антоновский, редактор сайта GQ Алексей Ермилов и иллюстратор Евгений Мурушкин запустили первую мужскую парикмахерскую по американскому образцу: без женщин, с сигарами, кофе и виски, ненапряжными диджейскими миксами и мужским глянцем.

Нельзя сказать, что до того модным парням совсем негде было стричься: в Москве уже работали серьезные сети салонов, такие как "Персона Lab", "Моне" или Aldo Coppola. Но эти салоны, в пику советским с мужским залом налево, женским -- направо, обслуживали мужчин и женщин вместе, и это, как выяснилось, не всем нравилось.

Открыть барбершоп даже сегодня обойдется дешевле, чем, к примеру, запустить собственное кафе,-- потребуется около 3-5 млн руб. инвестиций. На заре этого бизнеса нужно было и того меньше -- 1-1,5 млн руб., при этом спрос на новые услуги оказался крайне высоким. "К нам тогда стояли очереди,-- вспоминает совладелец парикмахерской "Усачи" на Петровском бульваре Владислав Губин.-- Открытие каждого барбершопа в Москве было событием. Мы даже видели: вот читатели "Афиши" к нам пришли, вот в Village о нас прочитали".

Архетип важнее моды

Мода на бороды пришла в Россию с Запада, но там она уверенно идет на спад, а у нас -- не иначе как в силу исторической предрасположенности -- на пике. Москва, уверяют участники этого забега, стала мировой столицей барбершопов -- концентрация их выше, интерьеры богаче и мастера уверенно побеждают на международных конкурсах. Специализированных мужских парикмахерских, согласно сайту top-barbershop.com, уже более 170, две трети из них -- в Москве. Стригутся там ежемесячно около 120-150 тыс. мужчин в возрасте от 14 до 40 лет. Как подсчитали "Деньги", годовой оборот этой индустрии сегодня составляет не менее 2,5-3 млрд руб.

Конечно, набор услуг в барбершопах значительно расширился: теперь они предлагают уже и моделирование бороды и усов, и камуфляж седины, и опасное бритье, и многое другое. Немного подрос и средний чек -- у грандов до 1,8-2 тыс. руб.

Правда, переиграть Chop-Chop на этом поле пока никому так и не удалось. С учетом франшиз сеть насчитывает более 60 парикмахерских по всей России и ближнему зарубежью. Их догоняет TopGun с более чем 50 барбершопами -- ее владелец Алексей Локонцев запустил свою сеть, когда не смог договориться о покупке франшизы Chop-Chop.

В Москве сейчас работает более 100 барбершопов. "Не думаю, что рынок перенасыщен, но уже близок к этому,-- считает Губин.-- Пока мы от конкуренции еще не сильно страдаем. Если женщина может найти своего мастера и ходить к нему годами, то мужчине помимо хорошей стрижки важны еще и новые ощущения. Вот у нас каждый месяц 20-30% новых клиентов -- это как раз те, кто экспериментирует: здесь что-то новое открылось, а здесь я еще не был, пойду попробую".

Шерше ля фам

Барбершопы задумывались, конечно, как чисто мужские клубы -- территория, свободная от женщин. Правда, продержаться долго им не удалось. Дарья Франк пришла в парикмахерский бизнес из автомобильного -- приобрела известный в столице барбершоп "Щегол" минувшей весной и гордится тем, что, став первой девушкой в этой сфере, не боится ее менять. "Это уже не просто внутренняя тусовка. Это серьезный бизнес. Если клиенту хочется, чтобы его стригла или брила мастер-девушка, почему нет? Мы все-таки в России",-- говорит она.

Российские женщины, действительно, остаются важным потребителем этого рынка -- только 50% мужчин в России покупают косметику самостоятельно. Что нередко, кстати, служит поводом для шуток. "Скажи, как ты выглядел до меня?"-- спрашивает девушка своего парня в номере КВН. "Плохо-о-о",-- честно отвечает он. "Конечно, женщины приводят значительную часть клиентов,-- рассказывает Дарья.-- Это и жены, и мамы, и подруги. Дарят сертификаты, записывают на стрижки. Для нашего мужчины победа, когда он сам себе выбрал и купил шампунь или воск для бороды".

С другой стороны, женщина часто служит проводником для мужчины в мире красоты. "Начинается все с того, что мужчина сопровождает в ногтевой салон свою вторую половину и ожидает ее в зоне ресепшена,-- рассказывает директор сети ногтевых студий 4hands Наталья Рей.-- Потом ему приходит мысль сделать маникюр себе за компанию, чтобы ожидание не было столь утомительным, и он постепенно втягивается". По данным 4hands, в Москве регулярно делают маникюр около 10% мужчин, в регионах -- 2-3%. Через пару лет, однако, отмечает Рей, таких будет уже до 20% в Москве и до 10% в регионах.

Такое соотношение расходов, впрочем, отчасти можно объяснять общественными представлениями россиян об идеальном мужчине и идеальной женщине. Согласно исследованию доцента кафедры социально-экономических систем и социальной политики НИУ ВШЭ Юлии Лежниной, идеальный мужчина должен быть в первую очередь физически сильным и здоровым -- так считают 59%. Помимо этого в цене отсутствие вредных привычек, размер кошелька и интеллект. Внешняя же привлекательность более или менее ценится только в мегаполисах -- 24% против 14-15% в небольших городах. С учетом этих ожиданий в нынешнем году российские мужчины вместе с англичанами и поляками попали в тройку самых некрасивых (согласно исследованию статистики сайта знакомств Beautiful People). При этом от женщин настойчиво требуются привлекательность (67%) и сексуальность (40%) -- в больших городах эти цифры еще выше.

Интересно, что, хотя российские мужчины по размеру доходов и проигрывают в четыре-пять раз англичанам, швейцарцам, ирландцам, немцам и датчанам, свои финансы на косметику распределяют одинаково: соотношение трат на косметику к средней зарплате составляет менее 1% в год. "Если можно с уверенностью сказать, что россиянка в среднем тратит в несколько раз больше европейской женщины, то особых различий в потреблении российских мужчин и европейцев сейчас нет",-- констатирует Анна Дычева-Смирнова.

Как Кевин Спейси

"Мужчина никогда не признается, что пришел за красотой,-- улыбается основатель открывшегося в августе спа-барбершопа "Эндорфин" Даниель Шторм.-- Он скорее скажет, что ему, к примеру, нужно хорошо выглядеть для работы. А еще больше он готов потратить на оздоровительные процедуры".

Даниель -- известный в столице спа-мастер: оздоровительный массаж у него во время своих визитов в Москву делает, к примеру, американский актер Кевин Спейси и другие звезды. Средний чек на спа в "Эндорфине" -- 10 тыс. руб. "Я проверял: до меня соединить барбершоп и спа еще никто не пробовал. И хоть слово "барбершоп" у нас и стоит в названии первым, главное -- это комплекс услуг, который можно одновременно получить: спа, фреш-бар, маникюр, педикюр, стрижка и бритье. Для мужчин, ценящих свое время, самое то",-- говорит Даниель.

То, что весь комплекс пользуется спросом,-- неудивительно. "Мужчина сегодня хочет выглядеть моложе и достойнее, чтобы быть более конкурентоспособным на рынке труда,-- говорит Анна Дычева-Смирнова.-- Кроме того, нормой стали отношения состоятельных мужчин в возрасте и молодых девушек, и мужчины хотят как-то сгладить внешний диссонанс".

Все это приводит представителей сильного пола старше 35-40 лет уже не в барбершопы, а к косметологам и пластическим хирургам. "Ботокс последние годы полюбили все наши клиенты за 50,-- рассказывает косметолог одной из сетей эстетических клиник Эльвира Р.-- В моде лазерная эпиляция груди, ягодиц. Даже губы мужчины подкачивают -- но, конечно, очень волнуются, что это будет заметно".

Исследователи Чикагского университета и Калифорнийского университета в Ирвине подсчитали, что в Америке разница в зарплате между ухоженными и неухоженными мужчинами-работниками может достигать 20%, или в денежном выражении $14-20 тыс. в год. При этом неважно, привлекателен ли сотрудник сам по себе или нет: ухоженность нивелирует эту разницу.

МАРИЯ ЛИБЕРМАН


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное