Новости

Совет по кодификации разгромил реформу ОСАГО

Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства вчера жестко раскритиковал готовящийся ко второму чтению проект ремонтной реформы ОСАГО. По мнению юристов совета, ЦБ, настаивая на приоритете ремонта над денежным возмещением, вмешивается в регулирование гражданско-правовых отношений. Они уверены, что позиция ЦБ вступает в противоречие с принципами Гражданского кодекса (ГК), по которому выплата по ущербу гражданину -- это денежная компенсация. Кроме того, юристы против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО.

На фоне усилий ЦБ по проведению через Госдуму поправок к закону об ОСАГО о приоритете ремонта над денежной выплатой критика реформы становится все более ожесточенной. Вчера Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства разгромил все поправки ко второму чтению соответствующего закона -- как депутатские, так и правительственные. Как заявил полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов, с заменой денежной выплаты ремонтом ЦБ фактически начинает регулировать гражданско-правовые отношения, которые определяются ГК. Причем это новое регулирование противоречит принципам ГК, по которым возмещение вреда по страхованию -- это всегда денежная компенсация, а вред, причиненный гражданину, подлежит полному возмещению. Таким образом, следуя логике ГК, нельзя считать ремонт автомобиля полным возмещением, поскольку есть еще и моральный вред, и компенсация вреда здоровью.

По словам господина Кротова, вызывает опасение, что суды уже начинают отказывать гражданам в возмещении полного вреда, одобряя только ремонт автомобиля по ОСАГО. Как рассказал "Ъ" собеседник, присутствовавший на вчерашнем заседании совета, это заявление спровоцировало жесткую дискуссию о самой необходимости ремонтной реформы.

Также юристов не устраивает минфиновская концепция, по которой при выплате деньгами (в ряде случаев, например при получении увечья в ДТП, она возможна) учитывается износ транспортного средства. "Как можно на автомобиль -- источник повышенной опасности -- ставить старые детали?" -- спрашивал господин Кротов, заявляя, что такой подход -- прямая угроза обществу. По словам представителя Института государства и права РАН Ларисы Санниковой, в защите нуждается автовладелец -- как более слабая сторона в отношениях со страховщиком.

В итоге отрицательный проект заключения совета  было решено еще ужесточить. По словам руководителя аналитической службы "Инфралекс" Ольги Плешановой, в решение совета предложено внести два принципиальных момента -- свободу выбора для автовладельца (ремонт или деньги) и отказ от учета износа. По ее словам, ремонтную реформу ОСАГО вполне может затормозить ожидающееся в середине марта решение Конституционного суда об отказе от учета износа в выплатах по автострахованию. "Если оно будет в духе решения совета, по совокупности это может существенно повлиять на реформу",-- говорит юрист.

Тем временем уже сегодня комитет Госдумы по финансовому рынку планирует рассмотреть поправки ко второму чтению реформы. Как следует из их последней версии (разработаны рабочей группой с участием ЦБ, депутатов, Минфина -- проект есть в распоряжении "Ъ"), износ не будет учитываться при возмещении ремонтом.

Татьяна Гришина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "ОСАГО-2016":
Все материалы сюжета (24)