Новости

Государство может снизить НДС для полетов через региональные аэропорты

Как стало известно "Ъ", президент Владимир Путин поддержал идею "Реновы" развивать прямые авиаперевозки в регионы, минуя Москву. Группа предложила стимулировать авиаторов летать в модернизированные региональные аэропорты ("Ренова" владеет профильным холдингом) за счет пониженной ставки НДС.

Глава совета директоров "Реновы" Виктор Вексельберг направил письмо Владимиру Путину, в котором предложил установить пониженную ставку НДС для внутрироссийских рейсов за пределами Москвы. В документе (копия есть у "Ъ") поясняется: сейчас "наблюдается существенный дисбаланс" -- 74% всех рейсов в РФ выполняются через Москву. Причина, по мнению господина Вексельберга,-- "отказ "Аэрофлота" в 2016 году развивать хабы в аэропортах Петербурга и Ростова-на-Дону", чтобы "полностью сконцентрировать усилия на московском хабе". В марте 2016 года на базе авиакомпании "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") были консолидированы другие дочерние компании -- "Донавиа" и "Оренбургские авиалинии", в результате число полетов из базовых для этих компаний аэропортов сократилось.

Господин Вексельберг считает, что тарифы московского авиаузла "более привлекательны для авиакомпаний по сравнению с региональными аэропортами". Но в итоге региональные аэропорты, находящиеся под управлением "Реновы" (через дочерний холдинг "Аэропорты регионов") в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Ростове-на-Дону, не задействуются полностью, отмечает он. Глава "Реновы" напомнил о положительном опыте Крыма, где в 2014 году правительство ввело нулевую ставку на авиаперелеты до 2019 года.

По данным "Ъ", Владимир Путин отметил, что "задача правильная", и поручил Минфину и Минтрансу "проработать предложение по достижению заявленной цели". В Минтрансе обещают выполнить распоряжение президента, в Минфине на запрос "Ъ" не ответили.

Представитель холдинга "Аэропорты регионов" Евгений Красиков подтвердил "Ъ" факт отправки письма и полученную на него положительную резолюцию. "Инициатива прорабатывается в интересах всей отрасли. На фоне концентрации авиаперевозок через Москву такая мера позволит переломить ситуацию и стимулировать развитие прямого авиасообщения между регионами",-- добавил топ-менеджер.

Источник, близкий к группе "Аэрофлот", сообщил "Ъ", что у компании "существует стратегия развития, которая утверждалась в правительстве", но в ней не говорилось о региональных хабах.

С 1 июля 2015 года до конца 2017 года на внутренние перелеты действует пониженная ставка НДС -- 10% вместо 18%. Снижение налога было предусмотрено антикризисной программой правительства, обнародованной в январе 2015 года. Сразу после вступления данной льготы в силу за введение нулевой ставки начали выступать Минтранс и Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). По оценке главы Минтранса Максима Соколова, обнуление может принести отрасли до 19,5 млрд руб. дополнительных доходов в год.

В середине марта президент АЭВТ Владимир Тасун направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором сообщил: снижение ставки НДС было наиболее эффективной мерой господдержки авиаотрасли в 2015-2016 годах.

При этом господин Тасун указал на "несбалансированность мер господдержки" для разных видов транспорта, так как НДС на пассажирские перевозки по железной дороге был обнулен с 2017 по 2029 год. Он предложил обнулить НДС и для внутренних авиаперевозок на такой же срок либо хотя бы продлить действие льготной ставки НДС до 2029 года.

Источник "Ъ" в одной из авиакомпаний отметил, что "снижение ставки НДС до 0% для железнодорожных перевозок наряду с 10% для авиакомпаний -- это создание заведомо неравных конкурентных условий в транспортной отрасли". Он добавил, что "авиакомпании могут реально заработать деньги только в высокий летний сезон, который длится на большинстве направлений только три месяца, а не с мая по октябрь, как того хотелось бы перевозчикам".

Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко говорит, что в кризис доля московского авиационного узла (МАУ) растет вполне естественным образом -- как на внутренних, так и на международных линиях. "Авиакомпании концентрируются на перевозках в Москву и из нее, потому что именно здесь сохранился платежеспособный спрос",-- поясняет он. Эксперт отмечает, что субсидировать развитие внутренних перевозок в обход МАУ за счет федерального бюджета бессмысленно, поскольку за счет налогоплательщиков изменятся маршруты внутренних полетов без дополнительного эффекта.

Елизавета Кузнецова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное