Новости

Потребители к тратам готовы. Впервые с 2014 года индекс потребительских настроений россиян вышел из негативной зоны

Впервые с 2014 года индекс потребительских настроений россиян вышел из негативной зоны, сообщила в своем исследовании GfK. За год он вырос почти в полтора раза. Ритейлеры в своих оценках потребительской активности пока осторожны, но и они отмечают рост трафика в магазинах и среднего чека.

В первом квартале 2017 года индекс потребительских настроений достиг 100 пунктов -- показателя, разделяющего негативную и позитивную зону оценки респондентами ситуации в экономике и собственных финансах, сказано в исследовании GfK. В декабре 2016 года индекс составлял 92 пункта. В феврале прошлого года GfK фиксировала минимальный с начала последнего экономического кризиса показатель индекса -- 69 пунктов.

Потребительские настроения улучшились во всех федеральных округах. "Быстрее других индекс восстанавливался на Урале, в Сибири и Москве",-- говорит гендиректор GfK Rus Александр Демидов. В Москве, Сибири, Центральном округе и на Северном Кавказе индекс уже в позитивной зоне. Лидером по этому показателю стала столица (107 пунктов), следом за ней идут Северный Кавказ (105 пунктов), Сибирь и Центральный округ (по 101 пункту). Негативный настрой сохраняется у жителей Южного (91 пункт), Северо-Западного регионов (96 пунктов) и Дальнего Востока (97 пунктов).

Позитивный тренд показывает и индекс потребительской уверенности Росстата -- он рос весь прошлый год и в четвертом квартале поднялся до -18%. Аналогичный индекс ЦБ в марте этого года достиг 94 пунктов, тогда как год назад он составлял 81 пункт.

Настроения потребителей непосредственно влияют на их готовность тратить средства на товары и услуги, поясняют в GfK. В 2016 году компания уже отмечала снижение на 2 п.п., до 48% доли тех, для кого цена является главным фактором при выборе товара. Тогда же GfK отмечала сокращение на 4 п.п., до 50% доли респондентов, ищущих более дешевую продукцию.

Некоторые признаки улучшения потребительских настроений видят в розничной сети "Перекресток", рассказал ее директор по маркетингу Дмитрий Медведев. Это подтверждается ростом основных показателей -- трафика и среднего чека, поясняет он. "Несмотря на то что результаты работы в январе--марте внушают нам сдержанный оптимизм, пока мы не склонны делать однозначный вывод о переломе тренда",-- заявил господин Медведев. Он отмечает, что клиенты по-прежнему предпочитают экономить и рационально подходить к своим покупкам. Поведение покупателей рационально, большинство из них по-прежнему воздерживается от спонтанных покупок, соглашается представитель ГК "Дикси" Антон Пантелеев. "Покупатели используют все существующие решения для поиска лучшей цены: мобильные приложения, буклеты, акционные листовки -- и часто обходят сразу несколько магазинов перед совершением покупки",-- рассказывает он. По его словам, потребительская активность пока остается на уровне прошлого года: "О ее возможном переломе можно будет говорить по результатам двух кварталов этого года".

Анастасия Дуленкова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (1464)