Новости

Ввод ТРЦ может достигнуть десятилетнего минимума

В 2017 году в регионах России может быть введен рекордно низкий объем торговых площадей -- менее 700 тыс. кв. м. Девелоперы уходят из регионов из-за снижения активности покупателей и ритейлеров: в то время как первые все реже заглядывают в торговые центры, вторые все чаще задумываются о сокращении количества и площади магазинов.

В 2017 году в регионах России может быть введено 698 тыс. кв. м качественных торговых площадей, это на 25% ниже аналогичного показателя прошлого года и минимальное значение за последние десять лет. Такие прогнозы приводятся в исследовании компании "Магазин магазинов". Похожие данные приводит аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова: по ее словам, в регионах России в этом году будет введено 700 тыс. кв. м торговой недвижимости, что на 14,8% меньше предыдущего антирекорда, зафиксированного в 2009 году (822,24 тыс. кв. м). В CBRE общую площадь, пригодную к аренде (показатель GLA) и заявленную к вводу в 2017 году, оценивают в 542 тыс. кв. м, это на 37% меньше уровня прошлого года.

Ввод региональной торговой недвижимости планомерно падает с 2014 года, когда было введено 1,88 млн кв. м, свидетельствуют данные "Магазина магазинов". Уже по итогам 2015 года этот показатель сократился на 45%. В 2016 году падение оценивалось в 12,2%. Крупнейшими торговыми объектами, которые будут введены в регионах России в 2017 году, в "Магазине магазинов" называют вторые очереди ТРЦ "Европа" в Курске (GLA 98 тыс. кв. м) и ТРЦ "Галактика" в Барнауле (65,5 тыс. кв. м), ТЦ "Европейский" в Новосибирские (45 тыс. кв. м). В CBRE самым крупным объектом называют ТРЦ "Солонцы" (105 тыс. кв. м) в Красноярске.

Руководитель направления "Торговые центры" "Магазина магазинов" Диана Зазнобина связывает падение объемов строительства в регионах с опасениями девелоперов относительно небольших городов: проекты в них и застройщики и ритейлеры воспринимают как рискованные. По оценкам консультантов, в 2016 году доля небольших городов (до 300 тыс. человек) в общей структуре ввода новой торговой недвижимости сократилась с 19% до 9%, средних (300-500 тыс. человек) -- с 15% до 13%. Доля Москвы выросла с 26% до 38%, Санкт-Петербурга -- с 2% до 5%. "Ритейлеры массово корректируют планы по развитию, сокращая площади и количество магазинов в регионах, спроса на новые помещения просто нет",-- добавляет директор департамента консалтинга, аналитики и оценки S. A. Ricci Александр Морозов. Падение интереса розничных сетей к регионам происходит на фоне снижения покупательской активности. По расчетам Watcom, например, в Екатеринбурге посещаемость торгцентров в январе-феврале этого года сократилась на 9,7% относительно аналогичного периода прошлого года, в крупных городах Поволжья -- на 5%.

Александра Мерцалова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Торговля уходит из регионов?":
Все материалы сюжета (5)