Новости

Бизнес на первых этажах: легко ли иркутским застройщикам продавать коммерческие площади?

Рынок коммерческой недвижимости и ритейла в Иркутске стремительно меняется. Поспевают ли местные застройщики за переменами? Какие трудности испытывают при реализации коммерческих площадей в своих ЖК? Эти темы участники рынка обсудили на «Круглом столе по коммерческой недвижимости» 19 апреля.

«Подстроиться быстро не получается»

Один из немаловажных сегментов рынка коммерческой недвижимости – площади на первых этажах жилых комплексов. Однако при планировании этих помещений и их последующей реализации строительные компании испытывают немало трудностей.

По словам Юрия Винникова, управляющего объектами коммерческой недвижимости, зачастую объекты не подходят потенциальным покупателям и арендаторам по определенным параметрам: «по площади, по высоте потолков, по шагу колонн, по входной лестнице».

Проблемы можно было бы избежать, если учитывать требования к помещениям на этапе проектирования жилых комплексов, однако это, по словам застройщиков, не всегда бывает возможным.

Как рассказала Наталья Зверева, заместитель генерального директора, руководитель отдела продаж АО «Восток Центр Иркутск», процесс возведения ЖК – не быстрый.

От проекта до ввода объекта в эксплуатацию может уйти до трех лет, и спрос за это время, конечно, может измениться: «Рынок сейчас меняющийся, и меняется он быстрее, чем мы».

Более того, по словам Натальи, многие пожелания и требования потенциальных покупателей нельзя выполнить в принципе: «Свободные планировки – это хорошо, но невозможно, если сверху 16 этажей жилья».

«Ритейлеры приходят 'на готовое'»

Ритейлеры не хотят «заходить» в ЖК, в котором еще никто не живет. Наталья Зверева рассказала: «Когда мы выходим на новый ЖК, ритейлеры смотрят на нас с большой осторожностью. Смысл покупать и вкладываться, пока идет стройка, пока нет покупателя, который придет? Но когда вводятся первые, вторые, третьи секции – наступает уже обратный процесс». Она привела в пример компанию «Слата», которая приняла решение зайти в ЖК «Стрижи», посчитав жилые окна.

Светлана Брагина, руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Гранд-Строй», также подтвердила, что на этапе проектирования, учитывая определенные технические требования, тяжело «придумать», кто будет занимать первые этажи, как и договариваться с покупателями заранее. По ее словам, это достаточно рискованно, ведь нет никакой гарантии, что потенциальный покупатель «доживет» до ввода объекта в эксплуатацию.

«Риски есть у любой, даже у самой крупной компании. Если у нас нет уверенности в клиенте – мы не можем позволить себе рисковать».

«Локация помогает продажам»

Внести корректировки в уже построенное помещение, по словам застройщиков, – трудно. Особенно учитывая последние нововведения в законодательство о долевом строительстве.

«Мы работаем в жесточайших рамках. Если я запроектирую большое помещение, я не смогу его изменить и сделать, например, мелкую нарезку, потому что это повлечет за собой изменения в проектной документации, экологические экспертизы и проверки Стройнадзора», – пояснила Наталья Зверева.

Впрочем, как сказала Светлана Брагина, первоочередной задачей для застройщиков является все-таки реализация жилых помещений. Что касается коммерческих, то, по ее мнению, если у ЖК все в порядке с локацией, то покупатели на первые этажи все равно найдутся.

«Если локация ЖК хорошая, то пусть чуть позднее, но он обязательно заполнится, и площади будут реализованы», – уверена она.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное