Новости

Фрукты, книги, секс и «обнажёнка»: иркутские эксперты изучали рекламу на предмет разврата

Снова искали грань между непотребным и дозволенным, искусственно надуманным и адекватным эксперты совета по рекламе при иркутском УФАС. Уже по традиции главным камнем преткновения стал вопрос «прилично-неприлично». На этот раз снова досталось изображениям (пусть завуалированным) женской груди и ягодиц – почему-то именно части женского тела раз за разом будоражат и возмущают некоторых горожан.

Отметим, если обсуждаемые картинки на баннерах от заседания к заседанию меняются, то смысл остается: заявители не устают видеть в иркутской рекламе оскорбительные образы, вызывающие у них «нехорошие» ассоциации, и спешат обратиться в компетентные органы. Органы, в свою очередь, реагируют – и по-разному. Однако на каждом заседании именно «телесный» вопрос вызывает бурные обсуждения.

Не стало исключением и заседание экспертного совета 26 апреля. Казалось бы, какие вопросы может вызвать реклама медицинской услуги частной клиники – цифровой маммографии? Однако дискуссия оказалась бурной и продолжительной. Речь идет об изображении женщины, которая держит на уровне груди два грейпфрута (к слову, они прикрывают всё «неприличное»). Однако стоит сразу подчеркнуть, что ситуация, возможно, не вызвала бы такой резонанс, если бы рекламный баннер не располагался неподалеку от православной церкви на остановке общественного транспорта «Кедр». Именно разгневанные прихожане и обратились в УФАС.

Представители медицинского центра пояснили, что сейчас в условиях большого объема окружающей нас информации достаточно сложно привлечь внимание потенциальных клиентов, что и является главной целью рекламы. При этом они напомнили, что рак молочной железы – одно из самых распространенных онкологических заболеваний в регионе, лечится только на ранней стадии при своевременной диагностике. По словам медиков, именно на этой проблеме они и попытались акцентировать внимание, а также лишний раз напомнить женщинам о необходимости посетить врача. Кроме того, они подчеркнули: на рекламе изображена не обнаженная грудь, а фрукты, и ничего непристойного в этом нет.

Самым ярким, несомненно, стало выступление самой заявительницы – престарелой прихожанки храма. Старушка оказалась активной и деятельной и, как стало понятно из ее рассказа, еще до заседания ходила разбираться в сам медицинский центр, а также посетила соседнюю школу, ученики которой, к ужасу пенсионерки, смотрят на этот «беспредел», и им «прикольно».

В выражениях пенсионерка не стеснялась, перейдя в полемике с некоторыми экспертами на личности. Больше всего старушку, по ее же словам, обеспокоила именно близость школы: «Надо подавать рекламу правильно, эстетично, ориентироваться на детей. Нашему генофонду конец! «Шары» на фоне церкви – это не лезет ни в какие ворота, кроме того, церковь – памятник, достояние святой Руси».

К слову, руководителя Иркутского УФАС Александра Кулиша пенсионерка предложила убрать с должности председателя совета за «профнепригодность и вялость».

Разумеется, сразу необходимо сделать скидку на возраст заявительницы – смеяться над глубоко верующей пожилой женщиной непозволительно. Но многие все-таки выразили мнение, что бабушка перегибает палку, а основной ошибкой рекламодателей был выбор места баннера – рядом с церковью: можно было бы предположить, какой будет реакция людей.

Однако заявительница нашла сторонников и среди экспертов совета. Как можно предположить, ими оказались, в основном, женщины, а также православный священник. Светские мужчины-эксперты, как и следовало ожидать, не увидели в рекламе с прикрытой фруктами женской грудью ничего запретного и оскорбительного.

Женщины же были непреклонны. Они утверждали, что подобные приемы непрофессиональны, неэстетичны и вызывают только иронию либо возмущение, тем самым сбивая ракурс внимания к проблеме. Кроме того, их смутило, что реклама ориентирована на узкую целевую аудиторию, а располагается на улицах города, где ее разглядывают дети и мужчины. Еще одной участнице совета показалось, что рекламируют услугу по увеличению груди.

Эксперт-рекламщик при совете УФАС разобрал изображение с грейпфрутами подробно – образно выражаясь «на дольки», с точки зрения визуальных образов, ассоциаций и семиотики. Он отметил, что в отдельности фрукты не вызывают негатива, но в целом весь образ имеет сексуальный окрас. Специалист даже разглядел, как именно модель на рекламе держит грейпфруты: «Она их сжимает – возникают определенные ассоциации. Если бы руки были в другом положении, эротический подтекст сразу бы ушел. Есть некоторая эротическая коннотация, но сама реклама эротической не является».

Православный священник Павел Телегин высказался против рекламы, назвав ее непристойной: «Такое движение рук (как на картинке – прим. ред.) вызывает у человека некоторые ассоциации, прикасание к груди всегда имеет свой смысл. То, что реклама рядом с православным храмом, – это провокация».

В свою очередь главный раввин Иркутской области Аарон Вагнер напомнил присутствующим, что Россия является светским государством: «Не думаю, что надо кого-то наказывать за такую рекламу – речь, по сути, идет о лечении, о спасении жизни».

В итоге экспертный совет не признал рекламу оскорбительной, но рекомендовал убрать ее подальше от храма.

Однако на этом обсуждение образа женской груди как одного из главных средств выразительности в рекламе продолжили. Поводом стала реклама отечественного молодежного сериала «Филфак», на которой изображена молодая блондинка, держащая перед собой на уровне груди книгу. Рекламщики выбрали двусмысленный ракурс и цветовое решение – страницы книги очень плавно «перетекают» в саму девушку, сливаясь по оттенку с кожей. Складывается ощущение, что на баннере – девушка с большим размером груди в глубоком декольте.

Некоторые эксперты отметили, что подобная двусмысленность – если ее использовать правильно – может выступить эффективным рекламным приемом. Причем они еще и высоко оценили профессионализм рекламщиков, которым удалось привлечь внимание, сыграть на образах (не опускаясь до «обнажёнки»).

Но не все эксперты оказались готовы оценить смелый ход пиарщиков. Они назвали рекламу непристойной – не хватило той самой призрачной грани между книгой и телом, чтобы определиться и не приглядываться каждый раз. Также эксперты разглядели, что на страницах книги, которую держит блондинка, не напечатаны буквы: если бы они были, то изображение книги «читалось бы» более однозначно.

Отдельно участники заседания решили разобрать само название сериала «Филфак», а точнее – способ его подачи. Некоторые попытались доказать, что визуально слово дробится на две части, будто написанное раздельно, – «фил» и «фак» – и тут же вспомнили, что в английском языке имеется бранное слово, созвучное второй части названия. Хотя это ругательство в культуре общения в соцсетях пишется не кириллицей, а латиницей, эксперты на всякий случай усмотрели в этом подвох, провокацию и отсылки.

Тема женского тела оказалась столь популярной, что ей посвятили еще два вопроса повестки, перейдя, если можно так сказать, от «верха» к «низу», в частности, к ягодицам.

Речь шла о рекламе одного из иркутских ночных клубов, который приглашал девушек в мини-юбках, мини-шортах и мини-платьях посетить их бесплатно. На изображении – девушка в обтягивающей мини-юбке (вид сзади) и мужчина с биноклем, смотрящий в сторону девушки.

Экспертов смутило сразу многое. Они пытались определить ракурс, под которым молодой человек разглядывает девушку (вернее – то, куда именно он смотрит, то, что не в глаза, – точно), и задавались вопросом, почему рекламную надпись «вход свободный» расположили именно на фоне черной обтягивающей мини-юбки в районе ягодиц. Высказывались самые смелые предположения, в том числе и неприличные – касающиеся доступности и раскрепощенности изображенной девушки.

Другие эксперты не согласились с коллегами, отметив, что девушка одета, ничего неприличного, аморального и антихудожественного в образе нет, а рекламная фраза, вызвавшая столько вопросов, расположена в центре композиции – согласно правилам оформления для привлечения внимания. Несмотря на это рекламу признали непристойной.

В завершение обсудили еще один баннер, как говорят филологи, с образом «материально-телесного низа». На рассмотрение вынесли рекламу магазина одежды, где изображена девушка, одетая в джинсы с расстегнутой ширинкой, кроме того – топлесс: обнаженную грудь прикрывает надпись о скидках. По мнению всех экспертов (на этот раз они были единодушны), тело оголено больше, чем позволено, и картинка сразу становится грубой и пошлой. К концу обсуждения экспертам, видимо, удалось нащупать ту самую «грань», о которой говорилось вначале, и все единодушно и радостно высказались против такой рекламы.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное