Новости

Что происходит в российском ритейле?

Российские ритейлеры в 2016 году оказались под давлением падающих доходов населения и снижения инфляции. Некоторые компании замедлили темпы роста выручки и сопоставимых продаж и в итоге испытали значительное падение акций. В продуктовом ритейле усилилась конкуренция, появились аутсайдеры, а также сменился лидер – X5 обогнал Магнит по объему выручки и темпам роста.

Однако уже в этом году ситуация может стабилизироваться. Базовый прогноз Минэкономразвития предполагает восстановительный рост ВВП страны в 2017 г. на 2% против снижения на 0,2% в 2016 г. Инфляция к концу года должна опуститься до 3,8%. Розничный товарооборот способен увеличиться на 1,9% (-5,2% в 2016 г.). Также предполагается рост реальных располагаемых доходов населения на 1% (-5,9% в 2016 г.).

Некоторые позитивные моменты уже можно заметить. Инфляция почти достигла таргета ЦБ (4%) и вряд ли имеет существенный потенциал для дальнейшего устойчивого падения. Хотя в ЦБ допускают краткосрочное снижение ниже 4%.

 

 

ВВП РФ в 4 квартале 2016 г. вышел в плюс (0,3%) впервые с конца 2014 г. По прогнозу главы Минэкономразвития, в 1 квартале этого года ВВП может вырасти на 0,4%.

Реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) в 2016 г. снизились на 5,9%. Но уже в первом квартале заметно улучшение – падение составило всего 0,2% (-6,5% в 4 кв. 2016 г.). Реальная заработная плата также показала позитивную динамику, ускорив рост до 1,9%.

 

В общем, можно надеяться на некоторый рост благосостояния населения в этом году, а значит и увеличение потребительских расходов. В свою очередь это может позитивно отразиться на секторе ритейла в долгосрочной перспективе.

Сравнительный анализ

Далее сравним основных представителей сектора для того, чтобы определить лидеров и аутсайдеров. Возьмем продуктовых ритейлеров X5, Ленту, Магнит, Дикси и О’Кей, розничного оператора торговли детскими товарами Детский мир, а также розничную сеть электроники и бытовой техники М.Видео.

Для начала сравним динамику выручки и LFL-продаж (т.е. без учета эффекта от расширения сети). Явным аутсайдером становится Дикси, один из немногих, кто снизил выручку в первом квартале (еще М.Видео), и кому пришлось закрыть несколько магазинов (еще Детский мир). О’Кей и М.Видео также показывают слабые темпы роста. Более того, у Дикси и О’Кей еще и очень высокая долговая нагрузка (об этом ниже).

 

 

Лучше остальных по динамике выручки и сопоставимых продаж выглядят X5, Детский мир, а также Лента. X5 нарастил выручку в 1 квартале на существенные 26,5%, lfl-продажи увеличились на 7,3%. Выручка и lfl-продажи Детского мира в 1 квартале ускорились до 28,3% и 11,2% соответственно. Лента за тот же период показала внушительный рост выручки, на 17,2% (замедлился с 20,9%), но lfl-продажи снизились на 1,7%.

Далее сравним компании по классическим мультипликаторам EV/EBITDA и Чистый долг/EBITDA, а также капитализации (размер кружков). EV/EBITDA показывает соотношение стоимости компании к прибыли, полученной до выплаты налогов, процентов и амортизации. Чем выше значение мультипликатора, тем дороже инвесторы оценивают деятельность компании по сравнению с конкурентами, возможно даже слишком высоко. Чистый долг/EBITDA позволяет оценить долговую нагрузку. Считается комфортным уровнем, когда показатель не превышает 2,5-3х.

 

Для начала остановимся на Магните. В целом, он уступает по темпам роста своим ближайшим конкурентам – Х5 и Ленте и при этом выглядит дороговатым по EV/EBITDA. На сегодняшний момент он не очень привлекателен и проигрывает той же Лента или Х5.

М.Видео, напротив, кажется слишком недооцененной. Но в первом квартале 2017 г. компания представила слабые результаты – продажи упали на 3%, LFL-продажи рухнули на 6,5%. Однако стоит отметить, что у М.Видео вообще нет долга. Основной кейс на сегодня – оферта от группы Сафмар, связанная с покупкой 57,7% акций М.Видео. Она предполагает добровольный выкуп акций у миноритариев по 398,55 руб. за бумагу (окончание оферты 10 июля).

Детский мир в 1 квартале лидирует по темпам роста. Бумаги самые дорогие в секторе по EV/EBITDA, но такая высокая оценка кажется оправданной, ведь у компании сохраняется пространство для экспансии.

Лидерами в сегменте продуктового ритейла становятся Лента и Х5. Долгосрочный взгляд на обе компании положительный. При этом Х5 показывает более высокие темпы роста, но стоит дороже по мультипликатору EV/EBITDA. К сожалению, компания не торгуется на Московской бирже, только в Лондоне на LSE под тикером FIVE.

Лента в свою очередь кажется привлекательной, учитывая относительно низкие ценовые уровни. В конце апреля котировки спустились на новые двухлетние минимумы. Возможно, все дело в рисках размещения акций крупнейшим акционером TPG, который в феврале заявил о намерении снизить долю в компании, по информации источников Рейтер. Долговая нагрузка этого ритейлера также достаточно высока (2,9х).

Заключение

В общем и целом, сектор всё еще находится под давлением, и у ритейлеров продолжают замедляться темпы роста, а некоторые и вовсе снижают выручку. Располагаемые доходы населения продолжили падать в первом квартале, хоть и существенно замедлили темпы. Больше всего пострадали менее крупные игроки сектора продуктового ритейла – Дикси и О’Кей, а также розничная сеть бытовой техники М.Видео. В то же время сеть магазинов детских товаров Детский мир, а также крупнейшие в стране продуктовые сети Лента и Х5 в целом выглядят очень сильно и могут быть привлекательными на долгосрочной перспективе.

Токарев Дмитрий, Эксперт БКС Экспресс


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (1465)