Новости

Такси Иркутска: «Пациент скорее мертв, чем жив»

Таксомоторных компаний в Иркутске становится все меньше, а «служб заказа» – все больше. В мае на рынке появился еще один федеральный игрок – «Яндекс.Такси».

«Яндекс» в городе

«Яндекс.Такси» «приехало» в Иркутск в середине мая. Принцип действия сервиса прост: звонить в диспетчерскую не нужно, «Яндекс.Такси» автоматически определяет местоположение пассажира и отправляет заказ водителю, который сможет приехать быстрее всего.

«Среднее время ожидания такси в Иркутске составляет 4 минуты, за приближением машины можно следить на карте города прямо в приложении, – сообщила пресс-служба компании. – В Иркутске действует единый тариф: минимальная стоимость поездки не превышает 49 рублей, в неё входят подача машины, 3 километра и 10 минут в пути, далее не более 10 рублей за километр плюс 1 рубль за минуту».

Уже действующие на иркутском рынке службы заказа нового конкурента не испугались. «В Иркутске работают десятки фирм такси, и появление еще одного игрока мало что меняет, – прокомментировала специалист отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Мария Пухова. – С точки зрения технологий, конкурент не предлагает ничего нового. У онлайн-агрегатора, в отличие от «Максим», нет заказа такси по телефону. Это существенно сужает аудиторию. Люди, которые привыкли вызывать автомобиль через оператора или не имеют смартфонов, не пользуются услугами таких компаний. Часто люди чередуют способы заказа такси в зависимости от конкретной ситуации. Поэтому конкуренция в основном будет идти за тех клиентов, кто пользуется приложениями для заказа такси».

Ждать обвала цен из-за прихода «Яндекса», по мнению Марии Пуховой, тоже не стоит. «Цены в иркутских фирмах такси не завышены, поэтому снижение стоимости из-за начала работы еще одного сервиса вряд ли произойдет. Для онлайн-сервисов такси водители являются такими же клиентами, как и пассажиры, и цены должны устраивать обе стороны. Сейчас конкурент доплачивает водителям за выполненные заказы, но скоро прекратит работать в убыток. Если водителям будет невыгодно выполнять заказ без доплат, поездка может просто не состояться. Отказавшись от доплат, новый игрок рано или поздно увеличит цены, чтобы соблюдать баланс между количеством водителей и заказов», – пояснила она.

Придется договариваться?

Любопытно, что «Яндекс.Такси», в отличие от многих других подобных сервисов, не работает с водителями напрямую – сотрудничает только с таксопарками и диспетчерскими службами.

«Я получил предложение о сотрудничестве, – рассказал Илья Филиппенко, директор компании «Желтое такси 500-700». – Сейчас ведем переговоры и рассматриваем такую возможность».

Договариваться и сотрудничать, принимая новые «правила игры», – по всей видимости, единственное, что остается традиционным фирмам такси сегодня. Повлиять на службы заказа никак нельзя: действующее законодательство в сфере таксомоторных перевозок не регламентирует деятельность онлайн-агрегаторов.

В апреле этот вопрос в очередной раз обсуждался на круглом столе в рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири». «Пациент скорее мертв, чем жив», – так охарактеризовал ситуацию на рынке такси Алексей Шабанов, глава Союза автомобилистов Сибири. По его словам, если в 2014-2015 года в Иркутске насчитывалось более 100 служб такси, то сегодня «их можно сосчитать на пальцах одной руки».

Виноваты в этом, по мнению Шабанова, не службы заказа и агрегаторы: «Причина в том, что Госдума создала благоприятные условия для того, чтобы у нас развивалось нелегальное такси, в рамках действующего закона».

Дмитрий Сидоров, президент Ассоциации таксистов Иркутска, во время своего доклада не скрывал эмоций: «Фактически все производственные затраты и полный объем юридической ответственности возложены на перевозчиков, в то время как диспетчерские службы на данный момент ни за что не отвечают».

Еще одна «боль» – тарифы. Традиционные фирмы такси, не выдерживая конкуренции по цене, уходят с рынка, а перевозчики, сотрудничающие со службами заказа, вынуждены играть по их правилам.

«Незначительные производственные затраты, в совокупности с существенным доходом от данного вида деятельности, привели к острой конкуренции диспетчерских служб между собой, выразившееся прежде всего в демпинге цен, – пояснил Дмитрий Сидоров. – Вся тяжесть падения тарифов легла на плечи перевозчиков. А машину на три копейки не заправишь и не отремонтируешь».

«Ситуация назрела, она критическая. Если мы хотим вытащить службы такси из могилы и оживить, то меры нужно принимать очень быстро – пока последние службы еще живы и хотят работать по закону», – заявил Алексей Шабанов.

«Очень быстро», впрочем, пока не получается. Новый закон, который должен ввести в правовое поле диспетчерские службы и интернет-сервисы, никак не может «доехать» до рынка. Пока ему удалось лишь пройти первое чтение в Госдуме и отправиться на согласование в правительство. Второе чтение, по словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова, состоится, скорее всего, осенью.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Революция на рынке такси":
Все материалы сюжета (15)