Новости

Противоречивая модель потребления: таблетки и алкоголь показывают самый быстрый рост в рознице

У россиян сложилась противоречивая модель потребительского поведения: они увеличивают траты на лекарства, алкоголь и продукты для здорового питания. Такой вывод можно сделать из подготовленного Infoline рейтинга крупнейших розничных компаний по итогам 2016 года. Самый активный рост выручки по сравнению с игроками других сегментов продемонстрировали аптечные сети "Неофарм" и "Планета здоровья", алкомаркеты "Красное и белое" и специализированный ритейлер "Вкусвилл".

"Ъ" ознакомился с рейтингом крупнейших по выручке розничных сетей, подготовленным Infoline по итогам 2016 года. По подсчетам аналитиков, самой быстрорастущей стала сеть аптек "Неофарм": компания увеличила выручку на 97%, до 15,4 млрд руб. (без НДС). Гендиректор "Неофарм" Евгений Нифантьев пояснил, что такого результата удалось достичь за счет органического развития и выхода в новые регионы. Компания управляет двумя брендами — "Неофарм" и "Столички". В прошлом году ритейлер увеличил число объектов на 100, выручка по итогам года составила 17 млрд руб. с НДС, отметил глава компании. "В последние годы низкие цены на лекарства стали особенно актуальны, и сейчас локомотивом в развитии компании являются именно социальные аптеки "Столички"",— подчеркнул господин Нифантьев. В этом году "Неофмарм" планирует открыть еще 130 аптек, увеличив количество регионов присутствия до десяти, а выручку на 55-60%.

Второй по темпам прироста выручки стала другая аптечная сеть — "Планета здоровья". Ее оборот увеличился на 76,6%, до 23,1 млрд руб., подсчитали в Infoline. В "Планете здоровье" не ответили на запрос "Ъ". Помимо аптек наибольшие темпы роста показали алкомаркеты "Красное и белое" и продовольственная сеть "Вкусвилл" (вместе с "Избенкой"). Выручка первой выросла на 75,8%, до 145 млрд руб., второй — на 68,7%, до 20,8 млрд руб.

Аптечный рынок в целом активно рос в прошлом году и демонстрировал тенденцию консолидации, благодаря чему его участникам удалось показать хорошую динамику выручки, отмечает гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Успех "Красного и белого", который уже не первый год входит в число самых быстрорастущих ритейлеров, и "Вкусвилл" подтверждают потенциал развития и роста доли на рынке FMCG специализированной розницы, продолжает господин Бурмистров.

Средний прирост выручки крупнейших сетей в прошлом году составил 15,7%. Отрицательную динамику оборота показал каждый пятый ритейлер — 21 компания из 100, следует из материалов Infoline. Лидером падения стало петербургское ООО "Любавушка" (управляет сетями "Полушка", "Е-да!", "Лайм", "Всенародный"): ритейлер потерял 19,6% оборота, выручка составила 16,8 млрд руб. Компания не ответила на запрос "Ъ". Заметное снижение продемонстрировал также "Седьмой континент". Его выручка уменьшилась на 18,6%, до 40,4 млрд руб. Собственник ритейлера Александр Занадворов пояснил, что в прошлом году были закрыты все магазины, расположенные в арендованных у третьих лиц помещениях. В рамках оптимизации бизнеса и снижения расходов на аренду компания оставила операционную деятельность только в помещениях, которые в собственности "МКапитал" — материнской структуры "Седьмого континента", отметил господин Занадворов. "В связи с неопределенностью перспектив улучшения покупательской способности населения такая модель ведения бизнеса нам кажется менее рискованной",— добавил он.

По итогам 2017 года кардинальные изменения доберутся до первой десятки крупнейших сетей, где все было относительно стабильно последние несколько лет, прогнозируют в Infoline. 

Анастасия Дуленкова

Крупнейшие торговые сети по объему выручки в 2016 году

Название сети Сегмент Чистая выручка (млрд руб., без НДС) Темпы роста чистой выручки к 2015 году
«Магнит» (включая «Магнит Косметик») FMCG и дрогери 1069,2 12,8%
X5 Retail Group («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток», «Перекресток-Экспресс», «Перекресток Гипер») FMCG 1025,6 27,5%
Auchan FMCG 360 4,1%
ГК «Дикси» («Мегамарт», «Минимарт», «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Дешево», «Кэш») FMCG 309,1 14,3%
«Лента» FMCG 306,4 21,2%
Metro Cash & Carry FMCG 233 3,6%
Leroy Merlin DIY&Household и мебель 186 24,0%
«М.Видео» Бытовая и компьютерная техника 183,2 13,3%
«О`Кей» FMCG 172,5 7,6%
DNS Бытовая и компьютерная техника 151,9 11,9%
«Красное & белое» FMCG 145 75,8%
«Эльдорадо» Бытовая и компьютерная техника 110,6 11,1%
IKEA DIY&Household и мебель 100,1 1,0%
«Связной» Мобильные устройства 92 14,9%
«Спортмастер» Fashion 88 6,0%
Globus FMCG 83,3 21,2%
«Детский мир» Детские товары 79,5 31,4%
«Атак» FMCG 78,5 12,4%
«Монетка» FMCG 77,4 10,5%
«Л`Этуаль» Косметика и дрогери 76,3 9,0%

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (1465)