Новости

Договор дороже пенсий. НПФ ответят за действия своих агентов по привлечению клиентов

Привлечение клиентов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) может кардинально измениться. Национальная ассоциация НПФ (НАПФ) утвердила обязательный для своих членов стандарт работы с агентами - за их действия фонды будут отвечать как за собственные. Появится ли это у конкурирующей СРО - Ассоциации НПФ (АНПФ), объединяющей самые агрессивные в привлечении фонды, пока вопрос открытый.

В конце прошлой недели СРО НАПФ утвердила стандарт работы с агентами (есть в распоряжении "Ъ"), обязательный для всех ее 44 членов (из 69 фондов с действующей лицензией). Документ суммирует уже действующие для НПФ правила и законодательные ограничения, но есть в нем и новая деталь: вся ответственность за действия агентов и субагентов по привлечению клиентов ОПС и их накоплений лежит на НПФ. "Стандарт НАПФ по агентам в жесткой форме фиксирует прямую ответственность НПФ за действия агентов, имеющих с фондом договорные отношения, а также впервые вводится ответственность и за действия третьих лиц, которым в рамках договора агент может передавать свои функции по привлечению застрахованных лиц", - подчеркивает президент НАПФ Константин Угрюмов. По его мнению, это лишит недобросовестные фонды "возможности снимать с себя ответственность за так называемых третьих лиц, на которых обычно висит львиная доля нарушений".

Проблема неправомерных действий агентов НПФ - одна из самых острых на рынке. Нередко, агитируя граждан на перевод накоплений в тот или иной фонд, они представляются сотрудниками Пенсионного фонда России, других государственных органов, например службы судебных приставов. Как отмечает руководитель крупного НПФ, зачастую такие агенты или не оформлены в НПФ или компании-брокере, или имеют договор подряда с фирмой-"пустышкой", которую привлечь к ответственности даже по решению суда практически нереально.

НАПФ собирается просить ЦБ рекомендовать подобный внутренний стандарт и АНПФ (альтернативной пенсионной СРО). По словам Константина Угрюмова, в этом случае ответственность за неправомерные действия агентов распространится на весь рынок.

В фондах-участниках АНПФ инициативу коллег встретили скептически. "Бессмысленно менять колеса на старой телеге, нужно заменить ее современным средством передвижения - вводить принципиально новую технологию переходов, которая должна учитывать интересы и застрахованных лиц, и НПФ",- заявил исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев. По словам гендиректора НПФ "Будущее" Николая Сидорова, фонд уже реализует жесткие корпоративные стандарты по отбору агентов и контролю их деятельности, включая проверку партнеров и многоступенчатую процедуру верификации договоров. Президент АНПФ Сергей Беляков уверен, что введение стандарта без законодательно описанной ответственности за нарушения агентов и обязательного заключения договоров НПФ с агентами и субагентами по утвержденным формам не гарантирует решения проблемы.

В Банке России заявили, что ЦБ поддерживает инициативу участников рынка, но разрабатывает собственные требования к содержанию базового стандарта по защите прав потребителей для саморегулируемых организаций НПФ.

Павел Аксенов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

/ Коммерсантъ /