Новости

ФНС назвала 17 признаков популярной схемы дробления бизнеса

Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила обзор неоднозначной судебной арбитражной практики по спорам о дроблении бизнеса - одной из наиболее распространенных схем уменьшения налогов. Четких рекомендаций, как отличить "добросовестное" дробление от "недобросовестного", налоговики не дают, но приводят 17 обстоятельств, выявление которых в ходе проверок может свидетельствовать о применении схемы. О сложности проблемы свидетельствуют и разногласия в Конституционном суде (КС), который недавно также выразил по ней свое мнение.

В распоряжении "Ъ" оказался подготовленный ФНС для своих региональных управлений обзор практики по судебным делам, в которых предприниматели оспаривали акты налоговых органов о выявлении схемы получения необоснованной налоговой выгоды через формальное разделение бизнеса и "искусственное распределение выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц". За последние четыре года, отмечается в обзоре, суды рассмотрели 400 таких дел на общую сумму 12,5 млрд руб. Отметим, что выход обзора ФНС по времени совпал с вступлением в силу 19 августа поправок к Налоговому кодексу (НК), прямо провозгласивших запрет на создание схем юридического оформления деловых операций, целью которых является умышленное снижение налоговой базы или уклонение от уплаты налогов.

Четких рекомендаций, как отличить "добросовестное" дробление от "недобросовестного", ФНС не дает, указывая, что исчерпывающий перечень признаков нарушения составить невозможно. Тем не менее в обзоре перечислены 17 обстоятельств, выявление которых может свидетельствовать о применении схемы. Это, к примеру, разделение бизнеса между несколькими лицами с налоговыми спецрежимами вместо уплаты НДС и налогов на прибыль и имущество основным участником, осуществляющим реальную деятельность. Это также случаи, когда участники схемы заняты аналогичными видами деятельности, несут расходы друг за друга или формально перераспределяют персонал без изменения его должностных обязанностей.

ФНС в обзоре прямо признает неоднозначность проблемы дробления, отмечая, что суды выносили решения как в пользу налоговиков, так и предпринимателей. Ведомство указывает, что налоговому органу в таких делах "необходимо располагать доказательствами, которые будут однозначно свидетельствовать о совершении налогоплательщиком виновных, умышленных, согласованных действий", направленных "не столько на разделение бизнеса самого по себе, что признается оптимизаций предпринимательской деятельности", сколько на уменьшение налоговой обязанности.

По словам налоговика, "одна ситуация, когда бизнес оптимизирует процессы, например переводит розницу на одну компанию, опт - на другую, рекламу - на третью и так далее, другая - когда предприятие часть одной и той же продукции почему-то пускает через одну организацию, часть - через другую, притом что вид деятельности у них один и тот же, а владельцы одинаковые".

Глава аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов отмечает, что, судя по письму ФНС, ведомство отреагировало на предупреждение, подтвердив, что не всякое выделение бизнеса носит искусственный характер. По его словам, реальной целью дробления бизнеса может быть не только налоговая экономия, но и создание новых направлений или вывод непрофильных активов, а о самостоятельности новых участников могут свидетельствовать появление новых контрагентов, самостоятельное выполнение функций и принятие управленческих решений. При этом взаимозависимость, тождественность деятельности и уменьшение налоговой нагрузки однозначными доказательствами схемы еще не являются.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Вадим Вислогузов, Татьяна Гришина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное