Новости

Из черного списка показался выход. ЦБ дал банкам рекомендации по реабилитации клиентов-отказников

У клиентов банков, попавших в черный список отказников, рассылаемый по кредитным организациям ЦБ, появился реальный шанс на восстановление репутации. Банк России совместно с Росфинмониторингом разработал и представил методические рекомендации по реабилитации добросовестных клиентов. Они отдают этот процесс в значительной мере на откуп банкам, но при этом регулятор обещает тщательно контролировать действия кредитных организаций при возникновении спорных отказов клиентам со стороны банков.

Банк России создал механизм, в рамках которого сведения о добросовестных клиентах могут быть исключены из баз данных об отказах, сообщается на сайте регулятора. «Банки могут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, которые попали в список из-за технических ошибок и отказов по основаниям, не связанным с риском отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»,— отмечают в ЦБ.

Черный список отказников ЦБ рассылает банкам с июня. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в список фактически лишает компанию или физлицо доступа к банковским услугам.

На необходимости введение механизма реабилитации клиентов из черного списка изначально настаивало банковское и бизнес-сообщество, а также Росфинмониторинг. Однако рассылка списка стартовала без механизма исключения. ЦБ понадеялся на ответственное отношение банков при применении списка, однако они подошли к вопросу формально.

Механизм, анонсированный ЦБ, описан в методических рекомендациях Банка России и Росфинмониторинга. В них регулятор акцентирует внимание кредитных организаций на необходимости взвешенно использовать информацию об отказах и не допускать принятия решений об отказе по причинам, не связанным с риском отмывания доходов и финансирования терроризма.

По мнению участников рынка, инициатива ЦБ полезна, но требует тщательного контроля со стороны регулятора. «ЦБ рекомендует банкам создавать подразделения специальные в банках, которые будут заниматься урегулированием конфликтных ситуаций в данной сфере,— говорит собеседник “Ъ”.— Однако на практике подразделения по работе с проблемными клиентами уже есть в крупных банках, достаточно подключить к ним в более плотное взаимодействие сотрудников отдела комплаенса». По словам главы коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, в новых методических рекомендациях представляют опасность положения, касающиеся исключения из черного списка клиентов в связи со снижением риска по ПОД/ФТ (в связи с представлением документов). «Это оценочные понятия, а где оценка — там риск коррупции,— указывает он.—

Даже сейчас, когда механизма реабилитации не было, имели место факты оказания недобросовестными банкирами “услуг” по выведению средств компаний с заблокированного счета».

Ксения Дементьева, Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

/ Коммерсантъ /