Новости

Футбол как фактор угрозы

Сотни российских компаний вступили в диалог с ФСБ и Ростехнадзором, чтобы доказать свое право работать во время чемпионата мира по футболу. В регионах, где пройдут матчи ЧМ-2018, ведомства начали веерную рассылку требований ограничить опасные производства. Буквальное исполнение этих указаний в ряде областей грозит повальной остановкой предприятий — от НПЗ и АЭС до локальных производств комбикормов, причем не только вблизи городов, где будут проходить матчи, но и в 200–400 км от них.

Предприятия в регионах проведения матчей ЧМ по футболу начали получать уведомления ФСБ о том, что они подлежат остановке на период проведения игр (14 июня—15 июля), в середине января. Эта практика не уникальна, но до сих пор использовалась очень редко и в серьезных масштабах только в 2008 году перед Олимпиадой в Пекине, в окрестностях которого остановили более 200 заводов в рамках борьбы со смогом. Также в 2012 году к чемпионату Европы по футболу в Донецке на местном металлургическом заводе закрыли последнюю доменную печь.

В России эти меры предписаны президентским указом от 9 мая 2017 года и постановлением правительства от 9 июня. Речь идет об опасных производствах, организациях, где используют источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые субстанции. Нормы по опасности подробно не регламентированы, и еще в ноябре 2017 года глава РСПП Александр Шохин жаловался на рискованную ситуацию первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Господин Шохин писал, что остановиться могут производства первого–четвертого классов опасности в 11 регионах (Москва, Петербург, Ростовская, Волгоградская, Свердловская, Калининградская, Нижегородская, Самарская области, Татарстан, Мордовия и Кубань). Из крупных предприятий это может затронуть Московский НПЗ «Газпром нефти», Большой порт Санкт-Петербурга, нефтяные терминалы Краснодарского края и так далее. Вчера в РСПП и аппарате господина Шувалова комментариев не предоставили. В декабре РСПП от лица правительства ответил глава аппарата военно-промышленной комиссии Игорь Боровков. Но реальной конкретики он не добавил, сообщив лишь, что приостановка коснется конкретных опасных работ и производств, и указав, что при проведении Кубка конфедераций в 2017 году инцидентов не было .

В «Росатоме» и «Росэнергоатоме» от комментариев отказались. В регионах ЧМ-2018 находятся две АЭС — Белоярская в Свердловской области и Ростовская (Ленинградская формально в Ленобласти). Одна из АЭС письмо управления Ростехнадзора об остановке получила, по второй оно ожидается. Остановки, скорее всего, не будет: нельзя отключить ключевую генерацию без рисков для энергосистемы. Но представителям госкорпорации придется на межведомственной комиссии обосновать это, гарантировав максимальное усиление мер безопасности. Такой режим  уже был задействован в ходе Кубка конфедераций. Другие крупные электростанции выключать тоже не придется, но нужно будет обосновать невозможность остановки.

При этом эксперты видят риски проблем промышленников, несмотря на наличие формального пути урегулирования ситуации без остановок. «Хотя в правительстве поясняют, что окончательное решение за оперштабами, это не гарантирует от перегибов: кто захочет брать на себя лишнюю ответственность»,— подчеркивают в ассоциации РИСКОМ. Оптимальное решение, по мнению ее представителей — взвешенно подойти к работе объектов 1-го и 2-го классов опасности, провести дополнительные проверки, оценить риски, отказавшись от идеи реальных остановок.

Никита Королев

 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "ЧМ-2018: спорт и деньги":
Все материалы сюжета (54)