Новости

Доходы ОАО РЖД утекают в трубу. Подсчитаны убытки монополии из-за расширения нефтепроводов

Потери ОАО РЖД из-за ухода нефти и нефтепродуктов с железной дороги в трубопроводы в 2018–2019 годах могут составить не менее 24,5 млрд руб., подсчитали эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Монополия может недополучить около 2% годовых доходов, железнодорожные операторы потеряют не менее 1,8 млрд руб.

В 2018–2019 годах на уход нефтегрузов с железной дороги на трубопроводный транспорт повлияет подключение к системе магистральных нефтепроводов к трем НПЗ — Комсомольскому (это сократит железнодорожные перевозки на 5,1 млн тонн), Афипскому и Ильинскому (потери железной дороги — 1,5 млн тонн). Кроме того, запланировано строительство нефтепродуктопровода «Волгоград—Тихорецк» и подключение к трубе Волгоградского НПЗ, что уменьшит объемы железнодорожных перевозок на 2,6 млн тонн. Еще 1 млн тонн потеряет ОАО РЖД из-за перепрофилирования нефтепровода «Рязань—Москва» на светлые нефтепродукты.

По оценкам ИПЕМ, уход нефтяных грузов в трубу связан не только с тарифной политикой «Транснефти», но и с низкими издержками на строительство и содержание трубопроводной инфраструктуры по сравнению с железной дорогой. Кроме того, «Транснефть» и ОАО РЖД не могут осуществлять поставки от двери до двери, но трубопроводная монополия активно реализует программу комплексных логистических услуг, подключая автоперевозки, отмечают в ИПЕМ.

На свои потери из-за ухода грузов в трубу после сделанных вложений в цистерны железнодорожные операторы сетуют не один год. В конце 2016 года они просили правительство разработать транспортный баланс с планами по объемам перевозок, разговоры о необходимости разработать его возобновились по инициативе речников в конце 2017 года. Поводом стали скидки на перевозку нефтепродуктов, которые ОАО РЖД дало по направлениям, конкурирующим с рекой — с НПЗ Самары, Саратова и Уфы. Судоходства заявили о возможной потере в 2018 году 4,3 млн тонн, или 55% грузовой базы, и требовали отменить скидки. По мнению участников отрасли, политика ОАО РЖД идет вразрез и с поручениями президента, и с транспортной политикой государства. А ухудшение финансового положения владельцев танкеров и их возможное банкротство также отрицательно отразятся на банках и лизинговых компаниях. В итоге по предложению Минтранса было решено разработать баланс, распределив грузопотоки между речным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом. Как говорит источник “Ъ”, в ближайшее время будут определены техзадание и исполнитель.

В «Транснефти» “Ъ” напомнили, что перевозка нефтепродуктов — конкурентный рынок, монополия получает около 20% перевозимых объемов и «труба никогда не заменит возможности колес». Минтранс не первый год предлагает разработать транспортно-экономический баланс по нефти и нефтепродуктам, напоминают в «Транснефти», добавляя, что готовы помогать. «Но пока ОАО РЖД пытается вместо совместной работы с нами и речниками бороться за рынок через непонятную и непрозрачную систему предоставления скидок грузоотправителям. Нам этот путь кажется неконструктивным»,— заключают в «Транснефти».

Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук уверен в необходимости создания комплексных продуктов при участии компаний всех секторов, иначе конкуренция железнодорожного и водного транспорта с трубой возможна лишь до начала инвестфазы трубопроводных проектов. Андрей Полищук из Райффайзенбанка отмечает, что труба с точки зрения строительства и прокачки дешевле других видов транспорта, но те более гибкие в маршрутах и объемах. Но, по его мнению, транспортный баланс имеет смысл не столько для поддержки отдельных игроков, сколько для избежания недозагрузки или нехватки мощностей в долгосрочной перспективе.

Анастасия Веденеева, Ольга Мордюшенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное