Новости

4 стратегии экономии россиян: победил рациональный подход

В апреле текущего года исследовательский холдинг Ромир в рамках всероссийского опроса задал респондентам ряд вопросов об экономии в современной экономической ситуации, в том числе на каких статьях расходов экономят, какие стратегии применяют в целях экономии. Аналогичный опрос проводился в предыдущие два года, что позволяет отследить динамику в потребительском поведении наших соотечественников.

<p>Фото: mundodeportivo.com</p>

Фото: mundodeportivo.com

В одном из предыдущих обзоров исследователи отмечали, что за год увеличилась доля россиян, которые не экономят – с 18% до 24%. Соответственно с 82% до 76% сократилось число экономящих, среди которых весомую долю составляют те, кому приходится контролировать свои расходы на еду и товары первой необходимости. Россиянам, которым приходится экономить, был задан вопрос о том, какие стратегии они применяют в целях удержания своих трат в разумных рамках. Полученные результаты показали, что на фоне общего сокращения числа экономящих среди тех, кто продолжает расчетливо подходить к повседневным покупкам, интенсивность экономии тоже немного падает.

Самые ощутимые изменения в сторону сокращения произошли в группе так называемых Сherry pickers, охотников за скидками и промо-предложениями. Доля таких потребителей на начало этого года не изменилась по сравнению с прошлым и по-прежнему составляет около 21% из числа экономящих. Среди любителей скидок несколько выше доля покупателей 45-59 лет, которые проживают в городах среднего размера (до полумиллиона).

За прошедший год также сократилась группа Оптимизаторов. С 31% до 27 % уменьшилась доля тех, кто признается в покупках более дешевых марок товаров. Такой подход к экономии более популярен среди мужчин, россиян старше 35 лет, для жителей малых городов и сельской местности. Стратегия «не покупаю дорогих продуктов» была зафиксирована в два раза чаще в ответах жителей городов-миллионников по сравнению с другими типами городов.  

В группе Запасливых изменения носили следующий характер. За год выросла с 17% до 18% доля россиян, которые реже ходят в магазины в целях удержания семейного бюджета под контролем. Но при этом с 20% до 16% упала доля тех, кто действительно делает запасы продуктов впрок, если их удается купить по привлекательной цене. Чаще о такой стратегии экономии заявляют люди с низким доходом. Жители средних городов (от 100 до 500 тыс. чел.) несколько чаще говорили о снижении частоты походов в магазины, а россияне, проживающие в городах-полумиллионниках и в сельской местности, предпочитают делать запасы впрок.

А вот группа Рационалистов за год не изменилась. В целом более рациональными в стиле повседневных покупок являются семейные пары. Списки покупок чаще составляют россияне 35-59 лет, а также жители полумиллионников. Более расчетливыми в покупке продуктов для реального употребления показывают себя жители средних городов страны (до 500 тыс. чел.), а могут позволить себе купить больше, чем могут употребить, – жители мегаполисов. 

Подводя итоги исследования, президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин поясняет: «Судя по всему, мы наблюдаем все бо̀льшую рационализацию потребительского поведения. И хоть ощущение кризиса и необходимости тотальной экономии прошли, умение считать полезность покупки стало повседневным инструментальным навыком. С другой стороны, стабилизация цен и постепенный рост доходов приводят к тому, что увеличивается доля не экономящих на повседневных покупках россиян. И вновь мы видим рост демонстрационного и статусного потребления. Где же остановятся эти весы – покажет время…».

<p>Допускалось несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превосходит 100%. В скобках указаны результаты 2017 года. </p>

<p>Источник: Ромир, апрель 2018</p>

Допускалось несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превосходит 100%. В скобках указаны результаты 2017 года. 

Источник: Ромир, апрель 2018

Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках. 

<p>Допускалось несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превосходит 100%. В скобках указаны результаты 2017 года. </p>

<p>Источник: Ромир, апрель 2018</p>
<p>Фото: mundodeportivo.com</p>
/ СИА /