Новости

Нефть может улететь выше $150 из-за риска, который многие не замечают

Несмотря на обещания ОПЕК+ увеличить добычу для компенсации вероятного сокращения предложения со стороны проблемных производителей, таких как Иран и Венесуэла, нефтяные цены продолжают торговаться около четырехлетних вершин. И есть один более долгосрочный фундаментальный риск, способный подбросить котировки выше $150.

Будущий дефицит предложения кроется в том, что крупные нефтяные компании продолжают недостаточно инвестировать в разведку новых запасов нефти, и это «хроническое недофинансирование» создает предпосылки для следующего суперцикла, который может продемонстрировать взлет нефтяных котировок до $150 за баррель или выше, считают аналитики Sanford C. Bernstein & Co.

 


По их мнению, инвесторы, требующие скорейшей отдачи от своих вложений вместо увеличения капитальных затрат, могут вскоре столкнуться с проблемами, поскольку объем разработки новых нефтяных месторождений может оказаться недостаточным для удовлетворения растущего спроса.

«Инвесторы, подталкивающие менеджеров нефтедобывающих компаний к тому, чтобы сдерживать капитальные затраты и возвращать прибыль, будут вскоре жалеть о недофинансировании отрасли», заявили аналитики в записки, приводимой Bloomberg.

«Любой дефицит предложения приведет к мощному ценовому всплеску, потенциально намного большему, чем «шип» в $150 за баррель, наблюдавшийся в 2008 году».

«Если спрос на нефть продолжит расти до 2030 года и далее, стратегия возврата средств акционерам и недостаточные инвестиции в резервные мощности послужат лишь фундаментом для следующего суперцикла», – отмечают в Bernstein.

«Компании, у которых есть баррели в земле для добычи или предоставляющие услуги по их извлечению, будут владеть ситуацией, а лишенные этого останутся на обочине».

После падения нефти в 2014 году нефтяные компании сократили капитальные затраты на разведку. Теперь, когда цены на нефть восстановились, эти компании стремятся вознаградить акционеров дивидендами и обратным выкупом акций, чтобы продемонстрировать успешное преодоление кризисного периода.


Снижение капвложений в разведке, однако, приводит к истощению резервных мощностей и уменьшению коэффициентов замещения запасов нефтяной промышленности. По мнению аналитиков Bernstein, коэффициент реинвестирования в отрасли является самым низким в поколении, что создает предпосылки для супер-всплеска цен на нефть, в результате которого они могут даже побить рекорд в $147, установленный 10 лет назад.

И подобные опасения высказываются не только в Sanford C. Bernstein & Co. Команда Bank of America Global Commodity Research видит премию к текущим котировкам в размере $50 долларов за баррель (т. е. около $120 за нефть марки WTI) в краткосрочной перспективе, если Иран будет полностью отрезан от рынка.

Трамп может рассмотреть вопрос о сокращении до нуля экспорта иранской нефти.

Еще в мае Трамп объявил, что США в одностороннем порядке выйдут из ядерной сделки с Ираном и вновь наложат санкции на экспорт иранской нефти, составляющий около 5% мировых поставок. Может ли Госдепартамент США избежать предоставления исключений из санкционных ограничений некоторым импортерам иранской нефти?

В прогнозах Bank of America (BofA) учтено сокращение поставок из Ирана лишь на 0,5 млн баррелей в сутки (б/с), а не с учетом широко обсуждаемой политики «нулевой терпимости» со стороны США. Это связано с тем, что полное прекращение экспорта из Ирана приведет к резкому росту нефтяных цен в преддверии промежуточных выборов в Штатах, считают аналитики банка.


По оценкам BofA, увеличение потерь иранской нефти с 0,5 млн б/с до 1 млн приведет к росту котировок марки Brent на $8-9 за барр. Поэтому американские санкции могут оказаться неэффективными, если рост цен на нефть в значительной степени компенсирует любые утраченные объемы иранской нефти.

Но может ли Саудовская Аравия достаточно увеличить добычу, чтобы восполнить потери иранской нефти? Ведь саудовцы никогда не производили более 10,6 млн б/с!


А в последнее время мы наблюдаем даже резкое снижение внутренних запасов Саудовской Аравии. Таким образом, похоже, что на нефтяном рынке сейчас мало уверенности в том, что объемы Ирана можно легко заместить. Конечно, иметь дело с новым уровнем ограничений на иранский нефтяной экспорт было бы проще, если бы другие проблемные участники ОПЕК+, такие как Венесуэла, Ливия, Ангола, Мексика или Нигерия, смогли бы просто поддерживать свой текущий уровень добычи.


Поскольку запасы нефти в странах ОЭСР снижаются, а нефтяной рынок готовится стать дефицитным, основной вопрос здесь заключается в том, может ли Саудовская Аравия заполнить этот пробел, т. к. США усиливают давление на Иран. В качестве альтернативы, мы можем просто столкнуться с эпизодом разрушения спроса на нефть из-за недоступных цен на нее, хотя дорожающий доллар и способен снизить нефтяные котировки. Иными словами, мы можем и не увидеть Brent намного выше $100 за баррель, если пара EUR/USD упадет до 1,12, как ожидают многие аналитики валютного рынка.

Насколько высоко цены на нефть могут подняться с текущих уровней? Это может быть сложной политикой, но это простая математика. По оценкам BofA, каждое изменение баланса спроса и предложения на 1 млн б/с изменяет цены на нефть в среднем на $17 за барр. Таким образом, исходя из этих предположений, в BofA оценивают, что сокращение иранского экспорта до нуля способно увеличить нефтяные цены на $50 за барр.

Аналитики банка ожидают, что в этой опасной игре кто-то должен будет предпринять серьезные меры, прежде чем произойдет разрушительный всплеск котировок до новых исторических вершин, что невыгодно никому.

По материалам oilprice.com и zerohedge.com

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное