Новости

Правительство создает механизм, который позволит в 2019 году контролировать цены на топливо

Минэнерго готово поддержать увеличение норматива обязательных продаж топлива на бирже, заявил 22 октября замминистра Павел Сорокин. В министерстве подтвердили “Ъ”, что поддерживают предложение ФАС и готовы «подписать совместный приказ по повышению норматива биржевых продаж бензина до 15% от производства, дизельного топлива — до 7,5%». Сейчас крупнейшие нефтекомпании должны продавать через биржу 10% бензина и 5% дизтоплива. В Минэнерго добавили, что «сроки согласования зависят от сроков получения документа от ФАС, пока он не поступал». По словам заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, служба направила проект приказа в Минэнерго на прошлой неделе.

Совместный приказ ФАС и Минэнерго, изданный в 2013 году, предполагает, что компании, занимающие доминирующее положение на данном сырьевом рынке, должны продавать определенный процент своей продукции на бирже, тогда у антимонопольного регулятора не возникнет к ним претензий по поводу уровня цены. Повышение этого норматива предметно обсуждается не менее года, но вопрос блокировался нефтяниками и Минэнерго. Для компаний, особенно для ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», у которых большие сети собственных АЗС по отношению к объему производства нефтепродуктов, рост норматива означал, что им будет сложнее обеспечить свои заправки, а также увеличивать экспорт.

Однако теперь вопрос решен — формально это связано с поручением Дмитрия Медведева по итогам совещания 18 сентября, согласно которому нужно увеличить биржевые продажи нефтепродуктов. Рост продаж на бирже в Белом доме видят как один из элементов госполитики, которые должны обеспечить стабильность топливного рынка в 2019 году, когда вступит в силу «налоговый маневр». Другим фактором стабилизации являются субсидии для нефтекомпаний за сдерживание оптовых цен топлива (так называемый демпфирующий акциз). Биржа же, по замыслу правительства, должна обеспечить топливом независимые заправки, не входящие в структуру нефтекомпаний. Более того, компании, которые не продают топливо на бирже, демпфирующий акциз не получат.

В «Роснефти» “Ъ” заявили, что компания «как ответственный участник биржевых торгов продает большие объемы автобензинов и дизтоплива, которые существенно выше биржевых нормативов». По данным компании, за январь—сентябрь она продала на бирже 22,5% от производства бензина и 9% дизтоплива. В других крупных нефтекомпаниях на запрос “Ъ” не ответили.

Но собеседники “Ъ” на рынке отмечают, что в нынешних условиях вопрос увеличения норматива утратил острый характер. Фактически со следующего года оптовые цены на топливо на российском рынке будут регулироваться за счет демпфирующего акциза — они не смогут расти больше чем на 10% от базовой цены, которая составляет 50,4 тыс. руб. для бензина и 45 тыс. руб. для дизтоплива. Если цены все же отклонятся от этих значений, правительство сможет ввести заградительную экспортную пошлину для светлых нефтепродуктов. «У нас вводится госрегулирование оптовой цены, экспорт бензина зажат в ручном режиме,— говорит один из источников “Ъ”.— Тут уже не очень важно, продавать по регулируемой цене на бирже или вне биржи». Хотя и раньше правительство вмешивалось в ценообразование на топливном рынке, впервые это вмешательство носит не сиюминутный, а институциональный характер на уровне закона.

Впрочем, в Белом доме уже зреет понимание, что идти по этому пути до конца нельзя. Глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов призвал в понедельник «оставить спекуляции» по поводу возможного введения заградительных экспортных пошлин, поскольку этот шаг приведет «к системному кризису в нефтепереработке».

Юрий Барсуков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бензин под контроль: госрегулирование цен на топливо все ближе":
Все материалы сюжета (176)