Новости

В банк без паспорта. Почему граждане не спешат сдавать биометрию

Российские банки с 1 июля начали сбор данных клиентов в единую биометрическую систему (ЕБС). По задумкам законодателей, эта новация позволит россиянам удаленно получать банковские услуги и не только. В дальнейшем ЕБС станет национальной платформой для доступа граждан к государственным и коммерческим услугам. Пока сбор данных идет крайне медленно. Что тормозит процесс? И как его ускорить?

Что такое биометрия, и как она работает?

Единая биометрическая система создана по инициативе Минсвязи и Центробанка. Разработчиком и оператором ЕБС выступает «Ростелеком».

Идентификация пользователя в Единой биометрической системе происходит по двум параметрам – голосу и лицу, одновременное использование которых позволяет определить живого человека, а не имитацию его биометрических данных в цифровом канале.

Для регистрации в Единой биометрической системе гражданину необходимо всего один раз прийти в банк и зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации – ЕСИА. Затем сотрудник банка «снимет» биометрические данные пользователя и зарегистрирует их в ЕБС. После этого гражданин сможет дистанционно получать услуги любого банка, работающего с системой.

Надо сказать, что биометрия в банках присутствовала и раньше. Например, Сбербанк уже около пяти лет использует лицевую биометрию в кредитном процессе. Но биометрические шаблоны, собранные банком, никуда не передаются и используются для улучшения качества обслуживания только в самом Сбербанке.

Таким образом, ключевое отличие ЕБС от разработок банков – это всероссийский охват, ведь к системе будут подключены все банки.

Зачем это нужно россиянам?

Если говорить просто – чтобы меньше ходить. Будет достаточно один раз пройти регистрацию-идентификацию в ЕБС через ЕСИА и вам будут открыты виртуальные двери во все банки. Почему «виртуальные»? Потому что теперь не надо будет идти в банк со своим лицом и паспортом, чтобы открыть счёт, карту, вклад. А всё можно будет сделать через интернет.

Где сделать биометрию?

На сайте Центробанка есть постоянно обновляющаяся карта банков, где можно сдать биометрические данные для получения удаленного доступа к услугам.

Пока большинство пунктов сдачи расположены в Москве. В Иркутске таких точек сейчас четыре. Это Росбанк (ул. Седова, д. 38/1), Совкомбанк (ул. Пролетарская, д. 12), Газпромбанк (ул. Свердлова, д. 41) и Почта Банк (ул. Карла Маркса, д. 31).

В ближайшее время в Иркутске к сбору биометрических данных приступят Альфа-Банк, Промсвязьбанк и Сбербанк.

«На текущий момент Альфа-Банк регистрирует биометрию в одном отделении в Москве, – комментирует Дмитрий Фролов, главный операционный директор Альфа-Банка. – До конца 2018 года мы будем принимать данные в 99 отделениях по всей стране, в том числе и в Иркутске».

Александр Логунов, региональный директор ОО «Иркутский» ПАО «Промсвязьбанк» сообщил, что в первом квартале 2019 года сдать биометрические данные можно будет более чем в 82 офисах в регионах присутствия банка. В Иркутске Промсвязьбанк планирует начать предоставление  услуги весной 2019 года.

В Сбербанке подтвердили, что регистрация биометрических данных станет доступной в ближайшее время. О начале сбора биометрических данных для ЕСИА/ЕБС банк сообщит дополнительно.

Планы VS реальность

В первоначальные планы ЦБ входило, что данный сервис должны предоставлять до конца 2018 года не менее 20% подразделений банков в каждом регионе присутствия, к 30 июня 2019 года – 60%, до конца 2019 года – 100%.

В июле биометрия собиралась в 400 отделениях банков в 140 городах. Согласно плану ЦБ, к 1 января 2019 года биометрию должны собирать 20% отделений банков, то есть, 4 тысячи отделений. Однако по состоянию на ноябрь 2018 года эта функция доступна всего в 355 банковских отделениях, что даже меньше, чем было на старте.

В чем причины пробуксовки и можно ли «ускориться»? Банкиры говорят, что, кроме дополнительных финансовых затрат, возникает много вопросов технического и организационного характера.

«Подключение банков к системе регистрации биометрических данных – трудоемкая и затратная процедура, – объясняет Александр Логунов. – Система только начинает работать, поэтому участникам зачастую приходится с нуля искать решения для сложных задач. Помимо этого, еще не до конца сформирована нормативная база».

«Для масштабирования процесса сбора биометрии требуется время на подготовку сети дополнительных офисов: закупку и установку необходимого оборудования, проведение обучения сотрудников», – добавляет Дмитрий Фролов.

Единые стандарты для всех

Многим банкам биометрия оказалась попросту не по карману, в связи с чем на международном форуме «Вся банковская автоматизация» даже был поднят вопрос об освобождении небольших банков от сбора биометрических данных. Банк России обещал рассмотреть этот вопрос.

Однако эксперты уверены: именно единые правила и участие всех банков в системе гарантирует успех. Так, Дмитрий Фролов считает, что система может работать только на условиях единых стандартов для всех участников банковского рынка: «Законодательно утверждена обязанность для всех банков осуществлять сбор биометрии. Это гарантирует широкое покрытие и возможность граждан во всех регионах нашей страны зарегистрировать свой биометрический шаблон и в дальнейшем обратиться в любые банки для получения банковских продуктов через удаленную идентификацию».

Население не спешит

С другой стороны, процесс тормозят не только банки. Население тоже не спешит передавать данные в систему, темпы сдачи биометрии оставляют желать лучшего. «Коммерсант» со ссылкой на зампреда правления Совкомбанка Алексея Панферова пишет, что за первые четыре месяца сбора биометрии в целом по всей стране удалось собрать менее трех тысяч биометрических шаблонов.

В чем причина нежелания населения сдавать биометрию? Эксперты называют три основных: отсутствие интересных и современных предложений от банков, инертность в поведении и неуверенность в безопасности хранения данных.

«Пока практика становиться клиентом банка после личного посещения более понятна физическим лицам, – говорит Александр Логунов. – Также клиенты не до конца осведомлены, как будет обеспечиваться сохранность личных биометрических персональных данных».

Вопрос сохранности данных действительно стоит остро. Многих беспокоит, не воспользуются ли банки ситуацией при потере лицензии, как, например, пользовались данными о вкладчиках. По словам первого вице-президента компании «Ростелеком» Владимира Кириенко, это невозможно, потому что биометрическая система «Ключ Ростелеком» построена по такому принципу, что ни один из банков не обладает биометрическими данными граждан.

Важным является и то, что данные в Единой биометрической системе хранятся в обезличенной форме и отдельно от персональных данных, включенных в базы ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Связка между системами осуществляется по уникальному идентификатору. Кроме того, биометрические данные гражданина в Единую биометрическую систему передаются по каналу связи, защищенному отечественными криптоалгоритмами.

Кроме того,  «Ростелеком» является одним из лидеров на рынке кибербезопасности, поэтому система обеспечена высоким уровнем защиты.

Владимир Кириенко, основываясь на десятилетнем опыте работы в банковском бизнесе, уверяет: копия паспорта ничего не означает, а вот биометрия – это шаг вперед.

Зачем банкам биометрия?

В банках также признают: за биометрией – будущее, несмотря на сложности сбора данных и медленный старт.

«Основные выгоды создания Единой биометрической системы для граждан – это простота и удобство дистанционного получения множества цифровых услуг «не выходя из дома», – комментирует Юлия Иртегова, директор территориального офиса Росбанка в Иркутске. – Биометрическая идентификация экономит время и средства на поездку в офис банка для открытия новых счетов, дает гражданам возможность пользоваться банковскими сервисами в любой момент, вне зависимости от времени работы отделений банков и многое другое». 

Спрос на биометрические услуги можно и нужно стимулировать через широкую образовательную кампанию, считает Александр Логунов:

«Да, пока что практическая область применения биометрии не так широка, как хотелось бы, система только формируется. Но по мере развития сервисов и увеличения продуктового предложения интерес населения к биометрии будет повышаться, как и число услуг, которые можно будет получить с ее помощью. Возьмем для примера банки: в перспективе россияне смогут становиться клиентом понравившегося банка дистанционно, не посещая офис и не предъявляя паспорт. Например, открыть вклад, забрать деньги со счета, выпустить кредитную карту и так далее. Причем выбрать можно будет даже ту организацию, которая в регионе не присутствует. То же касается и других сфер, которые будут работать с биометрией – у этой технологии очень большой потенциал».

А какие сервисы доступны?

В ближайшее время биометрия уже позволит дистанционно пользоваться широкой линейкой банковских услуг. А в Совкомбанке первые дистанционные услуги уже доступны. 12 ноября банк запустил удаленную идентификацию для новых клиентов в системе дистанционного банковского обслуживания «ЧатБанк» на базе решения Единой биометрической системы «Ключ Ростелеком». Граждане по всей стране, имеющие корректный шаблон в ЕБС и полную подтвержденную запись в ЕСИА (портал «Госуслуги»), смогут стать полноправными клиентами Совкомбанка и получить доступ к функционалу интернет-банка «ЧатБанк» в течение нескольких минут.

После прохождения идентификации можно будет открыть вклады и виртуальные карты для расчетов в сети Интернет. Совкомбанк презентовал данное решение на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 2018 в Сочи.

Остальные банки сейчас находятся в процессе разработки предложений и в скором времени представят их рынку.

Так, в Альфа-Банке в начале 2019 года планируют запустить сервис полностью дистанционной выдачи дебетовых карт через биометрическую верификацию. В дальнейшем банк расширит линейку розничных продуктов, основанных на удаленной идентификации, как на расчетные, так и на кредитные продукты.

Промсвязьбанк также находится в стадии разработки продуктовой линейки для клиентов с удаленной идентификацией. В фокусе – открытие карт, счетов, вкладов и самое приоритетное направление – выдача потребительских кредитов.

Росбанк в 2019 году планирует внедрить использование удалённой биометрической идентификации при реализации «кредита наличными». Кроме того, сервисы удалённой биометрической идентификации будут использоваться для идентификации новых клиентов и подписания документов при оформлении кредита.


/ СИА /
Материалы сюжета "Биометрия в массы":
Все материалы сюжета (28)