Новости

Продукты изымают из перепродажи. Поставщики просят новых ограничений для торговых сетей

Практика перепродажи торговыми сетями небольшим магазинам продуктов, полученных от производителей со скидкой до 50%, может прекратиться. С такой просьбой поставщики обратились к вице-премьеру Дмитрию Козаку. Схема, по версии производителей продуктов, лишает их возможности донести скидки до потребителя, а ритейлерам позволяет увеличивать долю рынка в обход ограничений. В торговых сетях считают, что идеи поставщиков ограничивают свободу предпринимательства.

Крупнейшие производители продуктов планируют встречу с вице-премьером Дмитрием Козаком для обсуждения отношений с торговыми сетями, сообщили источники “Ъ”. Письмо с такой просьбой направлено чиновнику в декабре 2018 года (копия есть у “Ъ”), его подписали главы «Русбренда», «Руспродсоюза», Союза производителей алкогольной продукции и др. Обращение появилось после совещания господина Козака с руководством крупнейших сетей — X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнита», Auchan, «Ленты» и пр. Тогда вице-премьер поручил подготовить поправки к закону о торговле, исключив плату за логистику из расчета размера ретро-бонусов для ритейлеров (ограничен 5% от стоимости партии), и скорректировать методику расчета рыночной доли сетей.

Как отмечается в письме, ряд противоречий в отношениях с ритейлерами уже имеет или принимает антагонистический характер и требует участия государства в установлении баланса интересов. “Ъ” ознакомился с проектом предложений, которые планируют обсудить производители: в перечень, в частности, вошел запрет сетям заниматься перепродажей товара в оптовом и мелкооптовом сегментах.

Как поясняют поставщики, получая скидки 30–50% от цены поставки, сети перепродают этот товар оптом и мелким оптом. В итоге ритейлеры захватывают сегмент несетевой торговли, что позволяет им увеличивать долю на рынке в обход ограничения в 25% для каждого муниципалитета, возмущаются производители.

Представитель Дмитрия Козака Илья Джус подтвердил “Ъ” получение письма ассоциаций поставщиков.

Как отмечает один из производителей продуктов, запрет назрел давно: практика перепродаж широко распространилась у крупнейших сетей в последние пару лет как способ поддержания объемов продаж на стагнирующем рынке. Сегодня оптовая программа есть у «Магнита», который открывает магазины под брендом «Магнит-опт», где предлагается более 1,5 тыс. товарных позиций. Продажу товаров оптом предлагает и «Лента». В этих сетях не предоставили комментарии. Так же поступили в X5, Auchan и «Дикси».

Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков подчеркивает, что поставка товара по каналу, который не был согласован сторонами, «является недобросовестной практикой». Он добавляет, что практика создает несправедливые условия работы для независимых дистрибуторов и негативно отражается на поставщиках, большую часть доходности которым приносит именно работа с альтернативной розницей.

Развивая оптовое направление, сети фактически могут лишить производителей единственного канала продаж с нормальной рентабельностью, соглашается источник “Ъ” в отрасли. При этом, как указывает другой собеседник “Ъ”, производители, по сути, «спонсируют» прибыльность перекупщиков на мелкооптовом рынке.

Однако глава Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет X5, «Магнит» и др.) Сергей Беляков считает, что подобного рода предложения ставят под удар само понятие свободы предпринимательства: «Развитие такой логики выводит нас, например, на вопросы о выходе производителей в розничный бизнес путем открытия фирменных магазинов».

Анатолий Костырев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (1466)