Новости

#10yearschallenge. 2009-2019: «Никто не ловит попутки». За десять лет бизнес такси изменился до неузнаваемости

Говоря о переменах в рамках #10yearschallenge, SIA.RU не мог не затронуть любимую всеми тему такси. Пообщавшись с экспертами, мы узнали, что десять лет назад было практически невозможно заказать машину в час пик или ночное время, о страховании пассажиров не было и речи, а цены, как ни удивительно, были практически такими же, как и сейчас. Но обо всём по порядку.

Как ловили машины в 2009 году и как заказывают сейчас?

Павел Стенников, начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»:

– В Иркутске были сотни мелких фирм такси. Город был поделен между ними. Работая в одном районе, фирма старалась не брать заказы в другом, чтобы водители потом оттуда не ехали пустыми. Сами водители в то время еще работали на рациях, на которые диспетчеры им устно передавали заказы. 

Машину было очень сложно заказать в час пик. Если свободного водителя не было, диспетчер просто не оформлял заказ. Днем тоже машин не хватало. Люди обзванивали все фирмы, которые находили в справочнике, и в итоге не всегда получали услугу. 

Были стоянки такси, где водители простаивали в ожидании дорогих заказов. Им было интереснее совершить одну, но дорогую поездку, чем несколько недорогих. Поэтому торговались с клиентами. Из-за этого сохранялась привычка ловить попутки и за какие-то деньги добираться до нужного места. Эти поездки, естественно, были анонимными, а значит, без гарантий личной безопасности. 

Сейчас заказать автомобиль можно в любое время суток через оператора контакт-центра, интерактивное голосовое меню IVR, в приложении «Максим» для смартфонов и планшетов на iOS, Android и Windows Phone, онлайн на сайте и даже в формате чата в Telegram с виртуальным собеседником — ботом, который называется @TaxiMaximBot.

Среднее время подачи автомобиля составляет несколько минут. 

Илья Филиппенко, директор «Желтого такси 500-700»:

– В 2009 еще нельзя было поймать «Желтое такси 500-700» на улице, ведь оно было тогда только в моей голове (улыбается). Но можно было поймать копейку или шестерку с чуваком, который спрашивал «а дорогу покажешь?»

Как изменилась цена поездок за десять лет?

Илья Филиппенко, директор «Желтого такси 500-700»:

– Удивлен, но посмотрел документы и выяснил, что: 10 лет назад цена на такси была такой же.

Павел Стенников, начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»:

– У нас не сохранилось данных мониторинга цен фирм такси тех лет. Последние несколько лет цены остаются примерно на одном уровне. 

Как в целом изменился за эти десять лет бизнес такси?

Павел Стенников, начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»:

– В 2009 году в Иркутске начал работать сервис заказа такси «Максим». Технологии компании позволили автоматизировать и стандартизировать работу водителей такси, перевести их с раций на мобильное приложение Taxsee Driver, удешевить поездки. Например, алгоритмы сервиса «Максим» сокращают холостые пробеги, простои и время подачи автомобиля, формируют цепочки заказов, когда каждый следующий заказ предлагается по пути, учитывают рейтинг водителя и множество других факторов, чтобы улучшать взаимодействие пассажиров и водителей. 
Такси стало стандартной городской услугой, доступной каждому жителю. Стоянки такси сейчас в принципе не нужны. Никто не ловит попутки. 

Нельзя забывать и то, что сегодня именно «Максим» и другие крупные компании, охватывая в работе большое количество населенных пунктов, выполняют важную социальную функцию — обеспечение транспортной доступности для населения малых городов и районных центров, в межмуниципальных поездках. 

Илья Филиппенко, директор «Желтого такси 500-700»:

– В целом в мире такси изменилось до неузнаваемости. В России же за три четыре года стабильности и шесть лет кризиса получилось потерянное десятилетие.

В мире же такси стали очень функциональным и регулируемым. Города и правительства строго следят за выполнением законодательства, лицензированием. Даже Uber в Нью Йорке играет по общим правилам. Такси должно быть цивилизованным и безопасным. Это дает возможность развиваться и покупать машины. Сейчас же большие агрегаторы борются друг с другом, снижая цены. Но по факту страдают водители такси, которые даже не могут починить свои автомобили.

В такси идут в итоге пацанчики на Марках, валящих боком, и гости из других стран, которые в большинстве своем, ездят, как хотят. Представьте такое в авиации. Если бы самолетами управляли люди из приложений, без медосмотра и без навыков, то такая авиация попала бы за первый же год. В одной машине такси меньше пассажиров, чем в самолете, поэтому это пока совсем нерегулируемый бизнес. А «разрешения», которые как раз начали выдавать десять лет назад, оказались такой фикцией. Купил разрешение и купил себе проблем: проверки, штрафы и вопросы. Нет разрешения – нет проблем: никто не проверяет, какого цвета у тебя шашечки на машине, как ты ведешь журналы путевых листов и так далее.

На самом деле я против того, что рынок сейчас снова вернулся в тень. Но ситуация на рынке такая, что иллюзии десятилетней давности о цивилизации посредством министерства и выдачи разрешений (в народе «лицензий») сейчас кажутся такими наивными и радужными, как конфета, обещанная дяденькой в пиджаке маленькому школьнику – начинающему бизнесмену Илье Филиппенко (улыбается).

<p>Илья Филиппенко, директор «Желтого такси 500-700»</p>

Илья Филиппенко, директор «Желтого такси 500-700»

Какие наиболее важные перемены и тренды вы бы отметили в бизнесе такси за эти 10 лет?

Павел Стенников, начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»:

– Важнейшей темой является ответственность, защита пассажиров. По действующему законодательству эту ответственность несут фирмы такси и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно оказывают услугу по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Однако они не могут самостоятельно обеспечить возмещение вреда жизни и здоровью пассажиров. 

В 2017 году, одним из первых в России, сервис заказа такси «Максим» совместно со своими партнерами решил эту задачу. Во всех городах работы сервиса действует программа защиты «Максим-гарантия», которая гарантирует пассажирам и водителям материальную помощь в случае дорожно-транспортных и других происшествий во время выполнения заказов.

Илья Филиппенко, директор «Желтого такси 500-700»:

– В 2013 году был еще ажиотаж на покупку машин в такси. После этого в 2015 уже ни одна компания не покупала новые машины. Если помните, еще два года назад на улицах в качестве такси ездили развалюхи. Я не исключаю и нашу компанию. Мы долго не обновляли парк все эти годы. Только в 2018 году нам удалось обновить парк, благодаря операционному лизингу и партнерским программам. Иркутяне теперь покупают машины под нашу инфраструктуру, а мы занимаемся управлением этого бизнеса. По такой схеме мы начали обновляться, приводить компанию в порядок и уже 2019 год мы встретили, перевозя горожан на 170 новых Альмерах и Логанах.

В целом, за десять лет бизнес такси поменял обложку. Снаружи он стал чище, новее и привлекательней. Появились гаджеты, новые Альмеры, красивые надписи про «миссию компании», «наши идеалы» и так далее. Внутри же это все тот же брутальный гараж с матерящимися механиками и большим количеством машинного масла на полу. Но эти люди никогда не были злыми. Они просто устают за ночную смену (смеется).


/ СИА /
Материалы сюжета "#10yearschallenge #10летназад":
Все материалы сюжета (15)