Новости

В торговых сетях обновились банки. POS-кредитование растет за счет новых игроков

Кредитование на приобретение товаров в торговых сетях (POS-кредитование) показало рост существенно ниже розничного кредитования в целом. Большинство давно работающих в POS-сегменте банков сместили приоритеты в пользу более надежных видов кредитования. Однако новички в этом сегменте делают ставку на расширение с помощью торговых сетей клиентской базы.

По данным аналитического агентства Frank RG, по итогам 12 месяцев (с января 2018 года по январь 2019 года) объем выданных POS-кредитов по системе в целом составил 273 млрд руб., прибавив 8,8%. В то время как за 2018 год, по данным ЦБ, розничный портфель всех банков вырос на 22,4%. Однако ряд игроков росли в десятки раз быстрее рынка, в основном новички. Так, лидером по приросту стал Тинькофф-банк (активно развивает этот сегмент с июля 2017 года), увеличивший свой портфель в 3,5 раза — до 12,5 млрд руб. Второе место занял Кредит Европа Банк, нарастивший портфель до 15,9 млрд руб. (в 2,5 раза), третье — банк «Восточный» (объем портфеля 10,8 млрд руб., рост 77%). МТС-банк, планомерно наращивающий портфель с января 2016 года, стал четвертым по приросту — почти на 63%, до 18,4 млрд руб. Почта-банк, вышедший на рынок товаров в кредит также с начала 2016 года, прибавил более 43% — до 38,3 млрд руб., заняв пятую строчку по приросту. При этом Почта-банк по итогам января 2019 года занял второе место по объему портфеля POS-кредитов, сместив с него ОТП-банк.

Банки, стоявшие у истоков POS-кредитования, за 12 месяцев, напротив, сократили портфель. Первое место на рынке по-прежнему занимает ХКФ-банк, однако за отчетный период его портфель снизился на 11%, до 56,6 млрд руб. У «Русского стандарта» снижение составило 5% — до 12,7 млрд руб., у «Ренессанс Кредита» — 1,45%, до 28 млрд руб. «POS-канал по-прежнему остается эффективным каналом аквизиции новых клиентов,— сообщили в ХКФ-банке.— В прошлом году мы отказались от недоходных объемов бизнеса». В «Русском стандарте» заявили, что «POS-кредитование является низкомаржинальным, и основное внимание мы уделяем качественному росту портфеля».

Те же, кто на рынке сравнительно недавно, отдают POS- кредитам приоритет как мощному каналу привлечения новых клиентов. По словам директора департамента POS-кредитования банка «Восточный» Валентина Федчина, кредитование в торговых сетях — одно из приоритетных направлений, поскольку POS-направление традиционно является основным поставщиком новых клиентов для банка.

Новички готовы предложить клиентам более низкую ставку либо заходить в сети на менее выгодных условиях, на которых не готовы работать старожилы рынка. «Таким образом, стоимость привлечения клиентов у них выше, а маржа меньше,— говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.— При этом у активно развивающихся игроков есть риск привлечь не самых качественных клиентов».

Светлана Самусева, Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/