Новости

«Пора поднимать экономику за шкирку». О чем говорили на Байкальском форуме партнеров?

Деловая активность в регионе падает, количество предпринимателей снижается. Почему бизнес перестал быть популярным и находится «под колпаком» у государства? Что необходимо изменить, и как перейти от обсуждения проблем к действиям? Эти и другие вопросы обсудили на секции малого и среднего предпринимательства в рамках Байкальского международного форума партнеров, организованного Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири.

«Этот падающий тренд надо менять»

Александр Ведерников, депутат Законодательного Собрания Иркутской области:

– Деловая активность малого и среднего бизнеса в Иркутской области, согласно исследованию «Опоры России», по итогам 2 квартала 2019 года – самая низкая среди исследуемых регионов России. В абсолютном значении за год падение индекса произошло на 4 п.п., до 47,5 п.п. Этот падающий тренд надо менять.

Сегодня наша дискуссия называется «Малый бизнес – барометр настроения». Как представитель законодательной власти считаю, что наша задача – услышать бизнес. Пора высокие слова, что малый и средний бизнес придают устойчивость любой современной экономике, трансформировать в конкретные шаги и законодательные инициативы.

«Производство выглядит сильнее, торговля –  слабее»

Александр Логунов, региональный директор ОО «Иркутский» Промсвязьбанка:

– Региональные итоги показывают, что из 23 регионов, которые участвуют в исследовании настроений малого и среднего бизнеса, только в 14 регионах индекс деловой активности выше 50. Наиболее высокие показатели в Башкортостане, Тюменской области. Самое плохое место, к сожалению, в Иркутской области.

Какие еще выводы исследования? Производство выглядит сегодня сильнее, торговля –  слабее. Средний бизнес находится в зоне роста, микробизнес либо падает, либо стагнирует.

Отмечу, что исследование настроений малого и среднего бизнеса, которое проводит «Опора России» совместно с банком ПСБ, – самое длительное исследование бизнеса в стране, оно ведется с 2014 года, и его результатам можно доверять.

«Как можно увеличить к 2024 году долю МСБ в экономике, если сейчас она сокращается»

Александр Чалбышев, Председатель Иркутского регионального отделения «Опоры России»:

– Владимир Путин, выступая на форуме малого и среднего предпринимательства в 2018 году, поставил амбициозную задачу – увеличить к 2024 году долю малого среднего бизнеса в структуре ВВП с текущих 20% до 30%.

К 2024 году в малом и среднем бизнесе должно быть задействовано 25 млн человек. Справедливости ради стоит отметить, что, по данным на 10 августа 2019 года, произошло снижение количества людей, задействованных в МСП, на 4%. Сейчас это примерно 15 млн человек.

Если мы будем так же снижаться, как вы считаете, реально выполнить эти цели?  Мнение «Опоры России» в Иркутске, что достичь этого будет крайне сложно.

«Рентабельность бизнеса снижается»

Владимир Гордеев, заместитель министра экономического развития Иркутской области:

– Почему бизнес сейчас не столь популярен, как в начале 2000-х? Почему количество предпринимателей сокращается? Потому что времена изменились. Уровень рентабельности бизнеса снижается. То, что было в начале нулевых, когда можно было зарабатывать 200-300% годовых, и то, что есть сейчас – две большие разницы. Уровень инфляции сегодня 3-4% и уровень доходности бизнеса существенно ниже. Вести бизнес в таких условиях сложнее, остаются только сильные предприниматели, которые умеют всё хорошо просчитывать.

«Предприниматель, как ежик в тумане»

Алексей Волков, предприниматель, генеральный директор АО «Сибавиастрой»:

– Чтобы понять, кто такой предприниматель сегодня, надо побывать в его шкуре. Я всю жизнь в бизнесе, у меня и образование соответствующее. Я прекрасно понимаю предпринимателей: много раз запускал свои проекты, какие-то из них были успешные, какие-то провальные.  Предприниматель – это как ежик в тумане, все время двигается на ощупь. Если вы считаете, что придумаете продукт, и он сразу пойдет в гору, вырастет выручка, то это не так. Это всегда поиск, адаптация под клиента, попытка найти правильное решение.

Есть общепризнанная мировая статистика – 9 из 10 компаний в бизнесе закрываются. То есть только одна из 10 компаний выживает. Почему? Не потому, что не хватает объема финансирования или каких-то других ресурсов. Как правило, не хватает знаний, особенно понимания спроса, какой продукт необходим, кому необходим, как его продать.

Кроме того, для малого и среднего бизнеса крайне важна стабильность в экономике. Вкладывая большие инвестиции, нужно понимать, как ты будешь их возвращать не через год, а через три-пять лет. Бизнес, как правило, требует длительных инвестиций.

Важны для бизнеса и четкие правила игры. Если условия ведения бизнеса в стране регулярно меняются, то желание открывать новые бизнесы отпадает.

Для успеха малого предпринимательства важно наставничество. Потому что никто лучше предпринимателя не научит другого предпринимателя, как лучше делать бизнес, как развиваться, как бороться с проблемами.

«Региональный бренд на экспорт – без кокошника, матрешки и не в туеске»

Александр Деев, генеральный директор ООО «Дикая Сибирь»:

– «Региональный бренд на экспорт – без кокошника, матрешки и не в туеске» –именно так называется мой доклад, я расскажу о нашем опыте выхода на экспорт.

«Дикая Сибирь» занимается поддержкой заготовки дикорастущих растений, производством ягодного пюре из брусники, черники, клюквы. Сейчас мы являемся единственным производителем в стране, кто производит охлажденную ягоду. Есть аналоги на Украине, но в России мы пока единственные.

Работая в сфере дикоросов, обратил внимание, что у нас практически утеряны экономические связи между регионами в области натурального хозяйства. К примеру, 1000 тонн брусники, которые потребляет Иркутск, угощая иностранных туристов морсами, это брусника не из Сибири, а с северо-запада страны. А ведь в  70-х в Иркутской области собирали 7 тысяч тонн брусники! В деньгах это примерно 300 млн рублей в год, т.е. экономика региона недополучила за 10 лет примерно 3 млрд рублей.

Сегодня в регионе работают институты господдержки, которые помогают малому и среднему бизнесу выйти на экспорт. Это и РЭЦ (Российский экспортный центр), и Агентство инвестиционного развития Иркутской области, и ФПП (Фонд поддержки предпринимательства). Мы в течение года сотрудничали со всеми. Первая экспортная поставка планируется в Германию. Сейчас получаем сертификат. Это достаточно долгий процесс и, кстати, затратный. Чтобы зарегистрировать наш набор продукции, необходимо 10 тыс. евро. Благодаря мерам господдержки экспорта, 75% этой суммы было компенсировано, это существенная помощь. По моему мнению, активность госструктур поддержки сейчас выше, чем предпринимательская активность. У нас, например, не хватает людей, рук, иногда мы, честно говоря, пробуксовываем, и РЭЦ идет нам навстречу.

Что касается бренда «Дикая Сибирь», я пока иллюзий не питаю – бренды строятся десятилетиями. Мы лишь претендент на бренд, но надеюсь, выход на международный экспорт нам позволит получить эти «крылья».

Мы решили презентовать нашу, по сути традиционную продукцию, в новом стиле, не используя избитые символы – матрешку, кокошник, туесок. Мы взяли художника, которые вручную отрисовал нам все лесные ягоды. Это красиво, оригинально и узнаваемо для иностранцев.

Сейчас в компании развиваются два направления:внутреннее – это HoReCa (сфера услуг гостеприимства) и экспортное. В рестораны мы поставляем большие килограммовые банки. На внутреннем рынке нам приходится конкурировать с сиропами, которые берут рестораны, но там половина химии, а у нас все натуральное. На экспорт готовится совсем другой формат – это красивые наборы, более мелкая упаковка, оригинальный дизайн. Кстати, многие иркутяне уже оценили и с удовольствием берут наши наборы в подарок гостям. Это, безусловно, придает нам уверенности в наших планах.

В целом, мы планируем за 10 лет выйти на выручку 1 млрд рублей в год.

«Если решили работать с госзаказом, будьте готовы к проверкам и запросам»

Максим Мазуров, генеральный директор ООО «ФСК Милана»:

– Основным заказчиком в РФ сегодня является бюджет. Объем бюджета только по 223-ФЗ (Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – ред.) – около 18 трлн рублей. Задача нацпроекта – увеличить долю малого и среднего предпринимательства в госзаказе до 18%.

Мы, как компания, которая активно работает с госзаказом, должны предупредить. Если вы решили заняться этим бизнесом и идете работать с госзаказом, будьте готовы к тому, что вам придется отвечать на очень много запросов. Будет постоянно увеличиваться и количество проверок. Этого не нужно бояться, но к этому надо быть готовым. К примеру, в 2016 году у нас было 0 проверок, в 2017-м – одна, в 2018-м – три проверки. Количество запросов от ФНС: в 2016-м – 19 запросов, в 2017-м – 41, в 2018-м – 122 запроса.

«Заточки, тараны, карусели… Хозяйствующие субъекты сами используют недобросовестные методы в госзакупках»

Александр Кулиш, глава Иркутского УФАС:

– Дискуссии о том, что 44-ФЗ (Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – ред.) требует изменений, имеют место быть. Но отмечу, что это не только проблема 44-ФЗ. С одной стороны, 44-ФЗ – это открытость, гласность, с другой – мы видим ситуации, когда хозяйствующие субъекты ведут себя не совсем добросовестно, например, участвуют в картельных соглашениях в проведении госзакупок. Мы, как антимонопольное ведомство, фиксируем, что объекты малого и среднего предпринимательства на практике реально лишены доступа на госзакупки. Возможно, вы знаете о таких понятиях, которые есть в профессиональной среде – «заточка» («заточить» закупку под своего поставщика – ред.), «таран» (заставить добросовестных участников аукциона, введенных в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы – ред.), «карусели».

Все эти схемы говорят об одном – заказчики и участники используют недобросовестные методы и соответствующие процедуры. Мы, как антимонопольное ведомство, стараемся это пресекать.

«Глобально мы все находимся под большим стеклянным колпаком»

Александр Якубовский, депутат Госдумы РФ:

– На вопрос из зала «что делать, если не хватает денег на кассовые аппараты», хочу заметить, что предпринимательская деятельность направлена на извлечение прибыли. Может, это будет жестко, но скажу так: если вы занимаетесь бизнесом, он должен приносить доход, если не удается извлекать прибыль, то надо закрывать бизнес.

Что касается сокращения количества предпринимателей. На всей этой истории с кэшем государство теряло огромные деньги. Я смотрел статистику налоговой службы и знаю, что было большое количество недобросовестных предпринимателей. Да, государство взяло курс на жесткую реакцию на всевозможные схемы оптимизации. Правила игры установлены.

Я из строительной отрасли. Не понаслышке знаю, как при многомилионных оборотах предприятия декларировали доходы, какие налоги платили, вопросов возникает много.

Я призываю на всех площадках предпринимателей действовать в рамках действующего законодательства. Глобально мы все находимся под большим стеклянным колпаком. Все банковские операции прозрачны. Если кто-то оптимизирует, рано или поздно все становится известно, все заканчивается плачевно.

«Мы деликатно рекомендуем бизнесу, как соблюдать правила»

Ольга Беспечная, региональный управляющий Альфа-Банка в Иркутске:

– Альфа-Банк также проводит исследование настроений малого бизнеса – «Пульс малого бизнеса». Для подготовки исследования  проводятся онлайн-интервью более чем с 3500 предпринимателями страны. Новое исследование за первое полугодие будет представлено в сентябре 2019 года.

Напомним, что в конце 2018 года «Пульс малого бизнеса» обрушился до самой низкой отметки за все время опросов. Предприниматели боялись снижения покупательской способности. Это было связано в первую очередь с ростом ставки НДС с 18 до 20%, резким падением цен на нефть в прошлом году и ослаблением курса рубля. В целом, в декабре 2018 года аналитики Альфа-Банка зафиксировали самые пессимистичные ожидания представителей малого бизнеса в России за трехлетнюю историю измерений.

Относительно темы моего доклада «Бизнес и риски» отмечу, что малый бизнес часто не понимает, что такое 115-ФЗ. На самом деле закон действует давно, просто в 2013 году он получил новую окраску. Предпринимателям кажется, что они не делают «ничего такого...», а на самом деле есть ряд факторов, на основании которых банк имеет право блокировать операции. Банки хорошо разбираются в этом законодательстве, потому что обязаны выявлять операции клиентов, которые связаны с отмыванием и предотвращать проведение таких операций.  Однако клиенты не всегда глубокого погружены в требования Центрального банка и могут из-за незнания нарушать некоторые требования и иметь негативные последствия для бизнеса.

Чтобы упростить жизнь предпринимателям, Альфа-Банк в июне запустил сервис «Риски». Это онлайн-индикатор рисков. Оценка осуществляется по пяти критериям: доля налоговых платежей, соотношение операций с НДС и без НДС, объемы снятия наличных, объемы переводов на счета физических лиц и размер остатка по счету.

О результатах проверки, а также о выявленных признаках нарушений клиенту просигнализируют цветовые индикаторы уровня риска.

Зеленый свет –  «риски по критериям отсутствуют», желтый – «обратите внимание на следующие признаки», красный – «высокий риск нарушения требований закона». Одновременно с сигналами клиент получает краткие разъяснения – какие требования закона действуют в отношении той или иной категории операций, каковы признаки нарушения и как минимизировать риски.

Таким образом, Альфа-Банк очень деликатно рекомендует бизнесу, как соблюдать правила. Используя наши рекомендации, бизнес можно серьезно облегчить себе жизнь.

«Доступность финансовых ресурсов для фермеров - важная задача для реализации государственных программ»

Наталья Баркова, директор Иркутского филиала Россельхозбанка:

– Работа с фермерами имеет свою специфику. Если корпоративный бизнес уже выстроил свои отношения с банками, то фермерам это дается сложнее, как правило, по причине высоких требований банков к пакету документов. АО «Россельхозбанк» специально для этой группы клиентов запустил новый продукт «Микро АПК». Решение об открытии кредитной линии принимается от трех рабочих дней и на основании минимального пакета документов. Индивидуальные предприниматели и главы крестьянских фермерских хозяйств могут взять средства до 5 млн рублей на срок до 1 года, в том числе по льготной ставке до 5% годовых. Мы не требуем в течение срока кредита отчетности.

Что мешает активнее кредитовать?

Требования банка – это предоставление на этапе принятия решения по кредитованию верифицированной отчетности. Но бывают случаи, когда в налоговую инспекцию, государственные учреждения, консолидирующие данные по сельскому хозяйству, фермеры предоставляют разные данные. Но выход из этой ситуации, безусловно, есть. Проведение совместных обучающих семинаров (включая выездные мероприятия) с участием банков и государственных контролирующих структур позволит повысить эффективность взаимодействия и доступность банковских кредитов.

«Мы не можем усеять деньгами всю поляну, но мы можем направить их туда, где будет хороший спрос»

Наталья Волощенко, директор управления продаж крупному и среднему бизнесу Байкальского банка Сбербанка:

– То, о чем ты говоришь, формирует твое настроение. 90% времени сегодня на секции мы говорили о проблемах. Я бы предложила поговорить не о проблемах, а о возможностях.

Мы все время ждем чуда. От правительства. От волшебного дяди, который даст нам проценты, как в Чехии. Но, к сожалению, ситуация не поменяется, не надо ждать этого счастья. Проблемы будут всегда, всегда будут негативные новости.

Мы как Сбербанк, понимая свою роль, свой удельный вес в этой экономике,  тоже зависим от индекса настроений бизнеса.  Мы также понимаем, что, если просто его констатировать, что он низкий, есть проблема, ничего не поменяется. Но надо взять себя за шкирку и пробовать эти проблемы преодолеть.

Одна из ролей банка – это упорядочение и рационализация денежного оборота экономики. Что это значит? Мы не можем усеять деньгами всю поляну. Мы можем направить деньги туда, где будет хороший спрос и хорошая рентабельность.

Посмотрев на экономику Иркутской области, проведя анализ, проконсультировавшись с федеральными экспертами, бизнес-сообществом, правительством Иркутской области, мы пришли к выводу, что туристическая отрасль может быть очень хорошим заделом для сегмента малого и среднего бизнеса.

На текущей неделе совместно с региональным правительством прошла презентация Стратегии развития туризма на 4 года. Кроме верхнего уровня, когда мы проанализировали целевого туриста, чего у нас в области не хватает, мы разложили все конкретным инфраструктурным объектам. Мы просчитали с точки зрения экономики, какие инвестиции нужны, какую рентабельность они будут показывать. На сегодня есть более 20 предложений по типовым бизнес-проектам. И если у вас, как у предпринимателей есть желание экономику Иркутской области за шкирку поднимать, есть желание в следующий раз встретиться и не говорить о том, куда стремится наш индекс деловой активности, а говорить о более позитивных вещах, приходите! Мы вам покажем, какие есть проекты, мы поможем достучаться до власти, мы расскажем, какие меры господдержки есть.

Бизнес можно диверсифицировать. Если раньше вы занимались строительством, может, сейчас настала пора заняться туристической деятельностью, турбазой или ресторанным бизнесом.

Байкальский международный форум партнеров организован Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири и приурочен к 45-летию организации. Спонсорами и партнерами БМФП выступили Банк ВТБ (ПАО), ООО «Иркутская нефтяная компания», АО «Саянскхимпласт», ГП «ЯНТА», АО «Фармасинтез», ООО «Газпром Добыча Иркутск», ООО «Байкал-Инком», отели и туроператоры, СМИ.

/ SIA.RU /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Господдержка малого бизнеса: субсидии, финансирование, региональные программы":
Все материалы сюжета (73)