Новости

Малый бизнес немало всех удивил. Его реестр сократился, но выручка выросла

Число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), за год сократилось на 4% — с 5,9 млн до 5,7 млн. Первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов вчера объяснил сокращение укрупнением малого бизнеса, успехами борьбы с однодневками и ежегодным исключением из реестра МСП предпринимателей, не сдающих положенную отчетность. По его словам, речи о сокращении сектора не идет — за год его выручка выросла на 25%. В «Опоре России», отмечая эффективность господдержки МСП в ряде регионов, тем не менее говорят о сужении сектора из-за ослабления спроса, роста фискальной нагрузки и обострения конкуренции с большим бизнесом.

По данным реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на 10 августа 2019 года в него включены 5,691 млн компаний и индивидуальных предпринимателей. Напомним, нахождение в реестре дает право на получение положенных малому бизнесу преференций (налоговые льготы, доступ к более дешевым кредитам, преимущества при участии в закупках и так далее). По сравнению с ситуацией на 1 июля этого года число субъектов МСП в реестре в августе сократилось сразу на 0,5 млн. Резкость этого сокращения объясняется ежегодным обновлением перечня — по закону о развитии малого бизнеса 10 августа каждого года налоговики исключают из реестра тех, кто не представил сведения о среднесписочной численности работников или налоговую отчетность, по которой можно определить доход предприятия.

Впрочем, если сравнивать ситуацию на сопоставимые даты — 10 августа 2018 и 2019 годов (то есть сразу после «чистки»), то можно увидеть, что число субъектов МСП в реестре за год все равно сократилось — с 5,922 млн до 5,691 млн.

Ранее в августе эксперты Института экономики роста имени Столыпина назвали такое сокращение одним из симптомов снижения экономической активности в стране. Антон Силуанов вчера с таким мнением не согласился — по его словам, говорить о сокращении «количества или доли малого предпринимательства в общем объеме предпринимателей неправильно». Он отметил, что выручка малых предприятий на спецрежимах за 2018 год выросла на 25%: «Это значительный объем». Сокращение же реестра он объясняет в том числе тем, что «целый ряд малых и средних предпринимателей переходят в разряд более крупных, таких за последний год было 3 тыс.». Кроме того, на численности малого бизнеса могли сказаться успехи ФНС в борьбе с компаниями-однодневками.

В «Опоре России» оптимизм Антона Силуанова разделяют не в полной мере. «Мы первыми забили тревогу, когда увидели, что после роста на протяжении 2016–2018 годов число МСП и количество их сотрудников продемонстрировали отрицательную динамику»,— сказал “Ъ” президент объединения Александр Калинин. По его словам, рост числа МСП за период с августа прошлого года наблюдается только в трех регионах — в Московской, Ленинградской областях и Ингушетии. Это объясняется наличием программ по поддержке МСП на этих территориях и близостью к большим рынкам сбыта. Александр Калинин отмечает, что проект по самозанятым мог оттянуть небольшую часть предпринимателей из ранее зарегистрированных МСП: «Из 160 тыс. самозанятых примерно 20% ранее были в статусе ИП». Он соглашается, что ряд предприятий благодаря поддержке корпорации МСП могли поучаствовать в госзакупках и существенно нарастить показатели: «Но таких не более 50 тыс.». В целом же, по словам президента «Опоры», сектор МСП испытывает влияние неблагоприятных факторов: слабый потребительский спрос, неулучшающийся деловой климат, проблемы с доступностью финансирования, рост фискальной нагрузки (до 1 января 2019 года 32 сферы деятельности пользовались льготами по соцвзносам), рост доли госсектора в экономике.

Татьяна Гришина, Вадим Вислогузов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное