Новости

Спрос на автомобили в мире падает. Насколько все плохо

Состояние автомобильного рынка является показателем уровня экономики в стране и доходов населения. Однако в 2018 г. даже главный авторынок планеты, Китай, впервые более чем за 20 лет показал отрицательную динамику. Падение спроса коснулось и других крупных стран. На отечественном рынке падение началось с 2019 г. Почему автомобили стали реже покупать и о чем это говорит?

Мировой рынок

В 2018 г. на китайском рынке было реализовано 28,1 млн новых авто, что на 2,1% меньше, чем в 2017 г. Есть несколько причин, которые могут это объяснить:

- замедление темпов роста мировой экономики;
- торговые войны США и Китая;
- перенасыщение рынка;- альтернативный транспорт;
- рост цен на автомобили.

По оценкам Международного валютного фонда, спад в мировой экономике действительно наблюдается, но по большей части вызван введением тарифов США и ответными мерами со стороны Китая. Неопределенность в отношениях двух мировых держав сдерживает глобальные инвестиции в будущее и приводит к ослаблению международной торговли.

В мире происходит постоянное развитие транспорта и иные варианты передвижения могут быть предпочтительнее покупки авто на фоне роста пробок, особенно в Китае, развития общественного транспорта и стоимости содержания собственного автомобиля.

Индийский рынок показал самый высокий темп падения продаж автомобилей впервые за почти 20 лет. В июле 2019 г. снижение составило 31% г/г. Падение сохраняется уже 9 месяцев подряд. Причиной выступил кризис банковского сектора страны. Недостаток кредитных средств истощил бизнес автодилеров. По данным Reuters, уже сокращено 350 тыс. рабочих мест. Последовал рост безработицы и снижение прогнозов по росту ВВП страны. Столь сильное влияние связано с тем, что автомобильный рынок составляет половину от всего производственного сектора Индии. Все это приводит к оттоку инвестиций в страну и истощению ее бюджета для развития экономики и улучшению жизни граждан.

Сохранение напряженности между Китаем и США может вызвать частичный уход среднего и малого бизнеса с мировых рынков, в том числе и автомобильного. Останутся в основном крупные игроки, которые могут быть гибкими в данной ситуации. С отсутствием определенности в будущем многие инвестиции в технологические разработки могут приостанавливаться, так как их внедрение сильно зависит от законодательных инициатив.

Российский рынок

Общемировые факторы также применимы к российскому рынку, но в отличии от других стран в 2018 г. отечественный рынок показал рост по объему на 13 % г/г. Основная доля пришлась на автомобили российского производства. Продажи импортных автомобилей выросли всего на 6% в отличии от 14% роста продаж российских авто.

Однако уже в текущем 2019 г. наблюдается падение спроса, и в мае было зафиксировано снижение продаж на 7% г/г. По оценкам PWC за 2019 г., оно должно составить 2%. Предположительно, повлияют валютные колебания из-за санкционных рисков и снижение доходов населения. К тому же из-за роста НДС до 20% приобретение автомобиля стало дороже.

Что это значит

Автомобильный рынок является связующим звеном с многими крупными промышленными рынками, которые представляют собой экономику любой страны. Спрос на автомобили является драйвером для множества отраслей, так как автопроизводители являются крупными потребителями энергии, алюминия, пластика и иного сырья. Автомобильный рынок обеспечивает высокий уровень занятости во многих странах и является драйвером бизнеса грузоперевозок. Рост автовладельцев в мире оказывает серьезное влияние на потребление разных видов топлива и сырой нефти.

Таким образом ослабление мирового автомобильного рынка может быть дополнительным тревожным сигналом, указывающим на замедление темпов экономического роста.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное