Новости

Биометрия застряла в банках

В биометрическом проекте, одном из ключевых для ЦБ, наступает новый этап — переход от сбора данных к их применению. Но пока лишь немногие банки начали запускать подобные проекты. На фоне отсутствия энтузиазма, регулятор планирует обязать все банки предоставлять ключевые услуги физлицам — открытие счетов и вкладов, переводы, выдача потребительских кредитов — дистанционно через Единую биометрическую систему. А к сбору данных и их применению решено подключить нефинансовые организации и госструктуры.

Неторопливые клиенты

Сбор биометрических данных граждан начался 1 июля 2018 года в более чем 400 отделениях девяти банков. С тех пор число кредитных организаций, собирающих биометрию, выросло до 172, сдать данные можно более чем в 10 тыс. отделениях. Но пока рост числа точек сбора не обеспечивает сопоставимого наполнения базы ЕБС. По данным ЦБ, в ней лишь около 30 тыс. слепков. По словам зампреда правления «Уралсиба» Максима Белоусова, это говорит о крайне низкой заинтересованности граждан. Причина в «отсутствии явных бенефитов и информированности о том, что это даст людям в конечном итоге». Глава направления развития транзакционных продуктов Райффайзенбанка Ксения Андреева отмечает, что значительного спроса на услугу нет из-за отсутствия масштабной рекламной кампании и ограниченного применения.

Кроме того, сбор данных идет крайне неравномерно. Зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов видит позитивную динамика сдачи биометрических шаблонов отмечается в Сибири и на Дальнем Востоке: «За последние полгода в этом регионе было сдано более 40% биометрических шаблонов, собранных по всей России».

Единая биометрическая система (ЕБС) — цифровая платформа для дистанционной биометрической идентификации граждан. Инициатором ее создания выступили ЦБ и Минкомсвязь, разработчиком и оператором назначен «Ростелеком». Система заработала в 2018 году. ЕБС может использоваться в любой сфере. На первом этапе предполагается, что банки с помощью биометрии будут предоставлять ограниченный спектр финансовых услуг: открытие счетов и вкладов, денежные переводы, выдача кредитов (кроме ипотеки).

Возможно, у граждан просто нет стимула сдавать биометрию, поскольку ее негде использовать: лишь немногие банки дистанционно предоставляют услуги для клиентов, сдавших данные.

Осторожные банки

Пока нет спроса на такие сервисы, «банкам нет особого смысла их запускать, то есть кто предлагает продукты через ЕБС, делают это скорее в имиджевых целях», уверен собеседник “Ъ” в одном из госбанков. Впрочем, и реальных стимулов у банков нет. Единственная льгота, которую на данный момент предложил банкирам регулятор,— послабления по резервированию кредитов, выданных с использованием ЕБС.

Но финансисты предложенных выгод не оценили. По словам президента Ассоциации банков России Георгия Лунтовского, «экономия на резервах для большинства банков не окупит уже понесенные расходы на организацию процесса сбора биометрии и будущие расходы на встраивание биометрической идентификации в дистанционные каналы продаж».

Впрочем, финансисты уверены, что замыкать биометрию на банках было ошибкой. «Для крупных банков сдерживающих факторов по сбору биометрических данных несколько: процесс сбора данных ресурсоемкий, он требует затрат на организацию процесса, оснащение ПО, обучение персонала. Несмотря на популяризаторские действия, пока еще люди не доверяют такому способу подтверждения личности и не хотят "светить" голосами и лицами, и сотрудникам приходится нести временные затраты на коммуникации с клиентами по данному вопросу»,— отмечает председатель правления Центра финансовых технологий Андрей Висящев.

С точки зрения сбора биометрии банком гораздо интереснее развивать собственные системы, направленные на развитие внутренних сервисов и удержание клиентов, чем наполнять базу ЕБС. И это не секрет для регулятора, представители банка России неоднократно выражали обеспокоенность такой ситуацией.

В частности, это касалось сбора биометрии в свою базу крупнейшим игроком розничного рынка (доля более 40%) Сбербанком. В Сбербанке отказались комментировать “Ъ” вопросы, связанные с собственной биометрической системой и ЕБС. Впрочем, позицию банка на днях однозначно выразил его глава Герман Греф на встрече со студентами Новосибирского госуниверситета. «Мы и другие финансовые учреждения в первую очередь имеем значительно выше уровень биометрии,— заявил Герман Греф (цитата по "РИА Новости").— Биометрия — это одна из конкурентных вещей. Ее нельзя ни в коем случае монополизировать. Государство никогда не будет конкурентоспособным в этом».

Инфраструктурное масштабирование

Применение биометрии тоже не стоит ограничивать лишь банковским сектором, уверены финансисты. «Чтобы применение биометрических шаблонов стало массовым, нужно, чтобы технология вышла за пределы банковской индустрии,— полагает Андрей Шурыгин.— Важно, чтобы другие отрасли тоже подключились к процессу и люди могли с помощью биометрического шаблона получить различные услуги и сервисы». По мнению банкиров, очень важно их использование в особенности в секторе госуслуг. В этом случает, отмечает господин Панферов, сама система будет восприниматься гражданами как государственная программа, а не только часть банковской сервисной инфраструктуры, как ее ошибочно сейчас воспринимают некоторые граждане.

Работа в этом направлении уже идет. Сейчас обсуждается возможность применения биометрических технологий для идентификации граждан при перевозках ОАО РЖД, в аэропортах, сообщили в ЦБ.

Очевидно, что запуск новых биометрических сервисов потребует времени и технической доработки существующие инфраструктуры. Но без этого ЕБС так и останется экспериментом ЦБ, невостребованным гражданами.

Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Биометрия в массы":
Все материалы сюжета (45)