Новости

Граждане вчитались в свои истории. Банки стали чаще попадаться на несанкционированных запросах в БКИ

Расширение способов доступа граждан к кредитным историям (КИ) вскрыло проблему несанкционированного получения такой информации кредиторами. Такая практика существовала и ранее, однако физлица реже выявляли подобные запросы и жаловались регулятору. Многочисленные штрафы не останавливают кредиторов. Поэтому участники рынка предлагают решить проблему, просто разрешив доступ к скоринговым данным граждан без их согласия, но ужесточив наказание за несанкционированное получение полных кредитных отчетов.

Банк России в очередной раз сообщил о привлечении банков к ответственности за нарушение требований законодательства о кредитных историях. На этот раз одиннадцать штрафов получил банк «ФК Открытие» и два штрафа — Росбанк. Всего же с августа, когда регулятор начал применять эту меру воздействия, за нарушение были наложены штрафы в 62 случаях на семь банков.

Ответственность за незаконное получение или предоставление кредитного отчета установлена ст. 14.29 КоАП. Незаконные действия, не содержащие уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере 1–2,5 тыс. руб., на должностных лиц — 2,5–5 тыс. руб., на юридических лиц — 30–50 тыс. руб.

Рекордсменом по числу допущенных нарушений закона «О кредитных историях» остается банк «ФК Открытие» (37 случаев). Там уточнили, что действительно некоторое количество нарушений допущено. Причина — сбои при слиянии баз данных в процессе интеграции розничной сети банка с Бинбанком и «Бинбанком диджитал».

Участники рынка указывают, что проблема запроса КИ без согласия граждан стала более заметна, чем раньше. «Банки большими объемами запрашивают истории, а БКИ не проверяют наличие согласия, это не их функция,— говорит собеседник “Ъ” на рынке бюро кредитных историй (БКИ).— Выявить такое нарушение, по сути, может только сам гражданин, увидев в информационной части истории запросы от банков, разрешения которым на это он не давал, но для этого человеку надо получить историю».

Представители БКИ уверены, что надо менять саму систему получения пользователями данных о кредитных историях. «Соответствующие нормы устарели, так как писались под в десятки раз меньший рынок»,— указывает гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин. Он предлагает предоставить банкам упрощенный доступ «к скорингам по кредитоспособности заемщиков и одновременно существенно ужесточить наказание за незаконное получение кредитных отчетов». Скоринг — агрегированная информация в виде числового значения, которая не раскрывает деталей кредитной истории и персональных данных клиента. Гендиректор ОКБ Артур Александрович также считает «логичным разрешить получение скорингового балла без согласия клиента в целях выдачи кредита». В ЦБ заявили, что ожидают проработанных предложений по обеспечению упрощенного доступа к скорингу заемщика.

Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное