Новости / Ценные бумаги

Что делать, когда на рынке царит паника

Инвесторы регулярно сталкиваются с паникой на биржевых рынках. Панические распродажи могут происходить в отдельных акциях, а могут охватывать большинство торгующихся на бирже бумаг, обрушивая фондовые индексы.

Панические настроения также проявляются на рынке облигаций и в товарных активах. При этом падение – это лишь частная реакция. Нередко случаются и панические покупки, как в случае с алюминием после введения санкций против Русала. На российском рынке это больше относится к паре доллар/рубль. Но во всех этих случаях имеет место одна общая черта – страх.

Что такое паника

Вот что пишет по этому поводу Википедия. Паника — это состояние интенсивного страха перед реальной или предполагаемой угрозой. При этом, могут ограничиваться базовые человеческие навыки. Отдельно стоит выделить коллективную панику, когда толпа теряет чувство реальности, склонна к иррациональному поведению.

Позднее мы вернемся к реакции инвесторов на реальные или предполагаемые угрозы, а пока разберемся с очевидными причинами и механизмом этого явления в биржевом приложении, не вдаваясь в детали.

Механика процесса

Как правило, заранее причина панических явлений на рынках основной массе инвесторов неизвестна или попросту игнорируется. Соответственно в момент «буйства стихии» инвесторы оказываются не готовы к столь негативной реакции.

Для того чтобы понять, как вести себя во время биржевых распродаж или как на этом попытаться заработать, нужно понимать механизм этого процесса. Его условно можно разделить на несколько этапов. Для простоты будем рассматривать падение акции или индекса.

1) В момент выхода неожиданного информационного сообщения, будь то негативный отчет, новости политического характера, техногенные происшествия и пр., часть самых быстрых спекулянтов сокращают длинные позиции или даже решают открыть короткие, не вдаваясь в суть и глубину причинно-следственной связи. Ситуация усугубляется действием алгоритмических и высокочастотных стратегий, которые дополнительно подталкивают цену в сторону основной тенденции.

2) Следом подключаются позиционные инвест,оры которые к тому моменту оценили степень важности информационного сообщения и сопутствующие риски. Они принимают решение закрыть, хеджировать свои портфели или позиции в конкретных активах. По причине хеджирования вместе с акциями, индексами могут реагировать и другие инструменты, не имеющие прямого отношения к рассматриваемому активу. Это могут быть, например, инструменты валютного рынка.

3) Далее спекулянты могут фиксировать прибыль по набранным выше коротким позициям, однако существенного отскока не происходит по причине присутствия другого типа продавцов. Новостной фон, высокая волатильность и большие объемы торгов привлекают среднесрочных/долгосрочных инвесторов, часть из которых также решают закрыть позиции до появления определенности по сути информационного сообщения.

У многих фондов есть сценарий разгрузки портфеля, который основывается банально на превышении волатильности определенного заданного значения. Как правило, последняя группа инвесторов обладает солидными пакетами бумаг и может своими действиями заметно увеличивать просадку.

4) Параллельно в игру вступают краткосрочные спекулянты, оперирующие на рынке с большими «плечами», с использованием инструментов срочного рынка. По их длинным позициям прокатывается волна маржин-коллов. Брокеры начинают принудительно закрывать лонги, тем самым резко увеличивая объем предложения на продажу.

Причем часто закрываются все позиции для достижения нормального уровня доступности средств, подчас даже несвязанные с падение определенного актива. То есть обвал рынка акций на каком-нибудь валютном факторе в моменте может затрагивать даже акции тех компаний, которые по сути выигрывают от изменения курса. Это как раз результат принудительного закрытия позиций многих трейдеров, которые торгуют с большим «плечом». Например, подобную картину на российском рынке акций мы видели 9 апреля 2018 г. или 16 декабря 2014 г.

Это «сердце» панических распродаж и от умения разглядеть этот момент на графике зависят ваши шансы заработать. Как правило, в это время рынок резко ускоряет падение без дополнительных новостных драйверов, обороты торгов кратно увеличиваются, в ленте сделок проходят большие объемы на продажу по рыку.

По многим инструментам срочного рынка достигается так называемая «планка», максимальный размер отклонения от уровня закрытия предыдущего дня, причем, часто уже вторая или третья за день. Это нижняя граница разрешенного диапазона торгов фьючерсным контрактом. Расширение границы торгов повышает требование к гарантийному обеспечению, еще сильнее приближая перекредитованных спекулянтов к маржин-коллу.

Более четких критериев привести не представляется возможным, потому как в каждом кейсе есть набор случайных факторов. Как раз в последних двух стадиях инвесторы в целом уже не понимают, что происходит, рынок начинает вести себя иррационально.

Однодневные падения инструментов достигают десятков процентов. Многие инвесторы не в состоянии купить, казалось бы, очевидно несправедливо подешевевший актив. Это происходит из-за страха продолжения тотальных распродаж, ибо нет логики в определении конечной их остановки. В дело вмешивается психология.

Но как раз в тот самый момент, когда труднее всего купить подешевевший актив, основываясь на логичном, фундаментально обоснованном анализе, зачастую и формируется отскок или разворот тенденции. Все желающие продать – продали, а за тех, кто не позаботился о снижении риска, это сделали брокеры. После этого волна продавцов сходит на нет…

Временные горизонты

Тотальные распродажи встречаются на разных временных интервалах. Иногда это кризисные падения рынка в целом, которые обваливают индекс на 50-70% за несколько недель или месяцев. А иногда это просадки по 10-20% в день, которые достаточно быстро выкупаются.

Из интересных примеров можно вспомнить акции Магнита на новостях о продаже Сергеем Галицким своего пакета в пользу ВТБ. Бумага упала на 12% за два дня, но в последующие три дня выросла на 30%.

Таких историй на самом деле очень много: BREXIT, обвал акций Норникеля на слухах о начале борьбы мажоритарных акционеров, падение бумаг ВСМПО-АВИСМА на страхах запрета экспорта титана в США, мощное снижение акций Юнипро после аварии на Березовской ГРЭС и так далее.

Пусть не всегда, но достаточно часто бумаги быстро отыгрываю большую часть просадки после шокирующего информационного сообщения.

Но важно понимать, что речь идет о сильных с фундаментальной точки зрения активах, у которых до паники были ясные драйверы для роста. У компании должно быть устойчивое финансовое положение, лучше, чтобы она выплачивала дивиденды. Если нет, то прибыль, оставшаяся нераспределенной, приносила хороший доход, шла на развитие бизнеса, а отношение к миноритарным акционерам было ответственным и положительным.

Если держать длинные позиции в эмитенте, который не платит дивидендов, показывает убытки, бизнес не растет должным образом, да еще и периодически «наплевательски» относится к миноритариям – просадка после «черного» понедельника, вторника или пятницы может и вовсе не отыграться.

В то же время, если вы понимаете, что экономика (в частности мировая) находится в кризисе, ВВП падает, тотально и кардинально снижаются прибыли у большинства эмитентов, появились серьезные опасения по поводу финансовой устойчивости, риски банкротства, то рассчитывать на быстрое восстановление не стоит. Падение может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Наиболее яркий мировой пример – обвальное падение индексов в 2008 году. После серии дней снижения по 10-15%, когда снижение приостанавливалось на 2-3 дня, рынок в понедельник открывался новым обвальным 20%-ым падением на поступающем негативе. Инвесторы были в оцепенении и не могли выйти из убыточной позиции. Другая же часть инвесторов, «плечевых», нещадно крылась по маржин-коллам.

В такие редкие моменты истории фондового рынка торопиться с покупками не стоит. Следует быть готовым к иррациональности любого масштаба. Например, в 2008 г. акции Сбербанка рухнули со 110 руб. до 14 руб., чего не мог ожидать абсолютно никто в этом мире. В такие моменты лучше настраиваться на долгосрочность ваших вложений и конструктивно оценивать ту реальность, с которой столкнулся финансовый мир.

Как минимизировать потери

В моменты крайней точки паники многие инвесторы, кто еще сохранил денежные средства, буквально физически не могут преодолеть страх и начать покупать изрядно подешевевшие бумаги. Возможно, такое состояние – это как раз один из сигналов к действию.

Но для начала стоит разобраться, что делать с активами в вашем портфеле, которые попали под панические распродажи.  

1) Итак, первое правило, которое ограничит ваш риск и поможет в большинстве случаев сохранить капитал – это старая добрая диверсификация. Написано про данный метод было много, сейчас лишь следует упомянуть особенность российского рынка по части экспортеров.

При панике на рынке в целом, как правило, растет курс доллара против рубля. В зависимости от масштаба волатильности это находит отражение в росте котировок акций экспортеров. В нашем случае это нефтяники, металлурги и химики. Таким образом, при подозрениях панических распродаж лучше большую часть портфеля ориентировать на них, естественно принимая во внимание перспективы того или иного сырьевого товара.

2) Обратите внимание на эмитентов с продолжительной и стабильной дивидендной историей. Выбирайте отрасли (помимо экспортеров), которые с точки зрения здравой логики наименее восприимчивы к тому триггеру или информационному сообщению, которое вызвало обвал. Когда-то это могут быть энергетики, когда-то ритейл, когда-то экспортеры редких металлов. В каждом конкретном случае условия будут различными и формализовать этот момент в конкретной методичке не представляется возможным.

3) Как уже упоминалось выше, не стоит держаться за бумаги без явных драйверов для роста или поддержки. За тех, которые были куплены «на отскок», просто потому что дешево. Как правило, убыточный эмитент без дивидендов, с неясными перспективами, с большой долговой нагрузкой, с сомнительной корпоративной практикой будет падать сильнее рынка в целом.

4) Хеджируйте риски. Это целесообразно делать только на начальном или среднем этапе паники. Если вы долгосрочный инвестор и не хотите кардинально и быстро распродавать портфель, захеджируйте риски продажей фьючерса или покупкой пут опциона. Это может быть контракт на индекс МосБиржи, РТС, конкретную акцию или пару доллар/рубль.

5) Еще одна общая рекомендация – попытаться сохранять спокойствие, сделав предварительные защитные действия относительно портфеля. Далее можно просто на листок бумаги выписать все «за» и «против» в сложившейся ситуации, подробно проанализировав предполагаемые и наименее вероятные отрицательные последствия от информационного негатива, спровоцировавшего обвал, потому что в момент паники они кажутся очень реалистичными.

6) Если паника случается посреди кризиса, знайте, скорее всего, это не последнее обвальное снижение. Следует различать экономический фон, на котором происходит падение акций.

Если экономика растет, компании «до вчерашнего» дня наращивали прибыль, бизнес успешно развивался, макроэкономические индикаторы были в норме, то после обвала может последовать довольно быстрое восстановление, от нескольких дней до нескольких недель. Обычно это справедливо для политических и геополитических триггеров.

В противном случае, как говорится в известной цитате «Рынок может оставаться нерациональным дольше, чем вы сможете сохранять свою платежеспособность».

Ниже приведена таблица некоторых крупнейших падений индекса ММВБ с 2008 года. Как видно, даже в кризисные годы, помеченные красным цветом, сильнейшие панические однодневные просадки выкупаются довольно быстро. Но, «обезумевшие» продавцы через некоторый промежуток времени снова начинают доминировать. При этом в список практически не попали те дни, когда сильная просадка 4-10% выкупается практически в тот же день, что тоже случается.

7) Наконец последнее, но не по значению. При первых признаках паники снижайте кредитное плечо, продавайте лишние бумаги, не надейтесь, что все отскочит, если нет железной фундаментальной уверенности.

В данном случае в первую очередь нужно думать о сохранности средств, чтобы не оказаться последним продавцом на маржин-колле, после которого рынок разворачивается. Соответственно необходимо подумать о том, что будет, если рынок в один день потеряет 10, 15 или 20%, еще при первых признаках роста волатильности и рыночной паники. Даже если снижение не получит продолжения, вы сохраните большую часть своего капитала.  

Как заработать

Как правило, большинство непрофессиональных инвесторов встречают панику с портфелем полным бумаг, да еще и с плечом. Поэтому первая рекомендация будет:

1) Имейте в портфеле запас наличности (кэша) или высоколиквидные краткосрочные гособлигации, которые вы сможете продать в любой момент без серьезных потерь.

Чем дольше рынок рос без коррекции и чем дольше не было панических распродаж, тем выше должна быть доля свободных денег или краткосрочных облигаций. Это же относится и к моментам, когда нам заранее известно наступление события, которое в принципе способно вызвать панику, пусть даже локальную. Например: BREXIT, объявление санкций, итоги выборов и т.д.

2) Не торопитесь покупать подешевевшие активы. Наша задача выждать волну маржин-коллов, после которой естественным образом уйдет большая часть потенциальных продавцов. Для этого нужно ждать достижения лимитов торгов на срочном рынке, как правило нескольких. Точной рекомендации тут нет.

В случае с паническими распродажами отдельного актива, на который нет фьючерса, следует проявлять большую осторожность и терпение. Необходимо тщательнее взвешивать информационное сообщение, вызвавшее обвал котировок. Чтобы риск покупки актива на панике хоть как-то был оправдан, нужно выждать адекватное падение.

При этом многие инвесторы справедливо используют подход ступенчатого набора позиций, входя в актив по мере падения котировок, постепенно снижая тем самым средний уровень входа.

3) Не стоит безосновательно покупать самую просевшую бумагу в случае общей паники на рынке. Как правило, такие активы дольше всего восстанавливаются. Лучше обратить внимание на побочные явления от падения или информационного сообщения. Возможно, это будет рост доллара или же рост инфляции. В приоритете сильные дивидендные истории или в российских реалиях – компании с валютной выручкой, т.е. экспортеры.

Но не все экспортеры одинаково полезны. От них во многом зависит динамика нашего рынка и экономики в целом. В теории может случится и так, что рынок будет падать при резком обвале доллара и росте рубля.

Инвесторы будут проецировать ухудшение финансового результата в будущем. Естественно, регулятор не сможет мгновенно вмешаться. В таком случае лучше рынка могут оказаться компании, работающие на внутреннем рынке или эмитенты с большим долларовым долгом, либо получающим выручку в других, альтернативных валютах. Таким образом, здесь необходимо четко различать ситуации и те основания, на которых основывается текущее рыночное движение.

4) Оценивая влияние информационного сообщения, которое вызвало панику, следует большое внимание уделять временному горизонту, на протяжении которого могут наступить ощутимые последствия. Как правило, инвесторы в момент таких волатильных движений переоценивают этот параметр.

К примеру, известные события, связанные с Украиной в 2014 г., привели к однодневной просадке индекса ММВБ более чем на 15%. При этом реальные негативные последствия наступили намного позже, после нескольких этапов санкций. За это время на рынке улеглись тревожные настроения и появились факторы для роста рублевого индекса российского рынка.

Другой красноречивый пример – просадка рынка на фоне голосования по BREXIT. Великобритания по прошествии почти двух лет так и не вышла из состава Евросоюза. При этом разумное стремление политиков минимизировать ущерб с обеих сторон сильно сгладило первоначальный негатив. Ну паника после появления результатов британского референдума оказалась лишь временным явлением на фоне сентимента неопределенности.

5) Покупая бумагу на панике, следует оставлять часть средств для того, чтобы докупить актив на уже начавшемся, подтвержденном отскоке. В этом случае лучше не обращать большого внимания на краткосрочные графики, потому как там будут наблюдаться значительная перекупленность на отскоке. При этом новостной фон может улучшаться, и рыночная толпа в целом переоценит значение фактора, приведшего к паническим распродажам.

Кому подходят эти рекомендации

Данные советы и рекомендации больше подходят среднесрочным и долгосрочным инвесторам, оперирующим на рынке без использования значительного плеча. Это инвесторы, которые могут позволить себе выдержать 10% или 20%-ую просадку портфеля, используют диверсификацию, как метод снижения риска. Анализируя того или иного эмитента, они полагаются в основном на фундаментальный анализ и здравый смысл. При этом покупка подешевевшей бумаги на фоне события, никак не касающегося непосредственно эмитента, воспринимается как большая удача и сигнал к действию.

В то же время, эти рекомендации не подходят для внутридневных спекулянтов, которые больше ориентируются на технические сигналы и настроение рынка. Нередко бывает так, что в момент панических распродаж один за другим с особенной легкостью пробиваются уровни поддержек, ломаются каналы и тенденции. Осцилляторы на внутридневных графиках еще в середине панических распродаж показывают небывалую перепроданность, давая ложные сигналы.

Константин Карпов


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное