Новости / Ценные бумаги

Мир снова вернулся к отрицательным ставкам. Почему это произошло?

Объем долговых инструментов, торгующихся с отрицательной доходностью, непрерывно увеличивается в последние месяцы. Речь идет уже о сумме в $13 трлн, тогда как еще осенью прошлого года, эта цифра была в два раза меньше. Рынки ожидают смягчения политики ФРС и ЕЦБ на фоне последствий замедления роста мировой экономики, в частности ввиду усиления торгового протекционизма.

Нестандартность сложившейся ситуации проявляется в разных сегментах. Облигации с корпоративным рейтингом ниже инвестиционного уровня, которые называют «мусорными» в значительном объеме вошли в зону отрицательных ставок, составляя порядка 2% на европейском рынке.

Госдолг со ставками ниже нуля уже не только у крупнейших экономик региона – Германии, Франции, но и у стран Восточной Европы – Чехии, Польши. 

В Дании ситуация давно распространилась и на ипотечный рынок. У Realkredit Danmark, крупнейшего ипотечного кредитора страны, сотни заемщиков с отрицательными ставками по ипотеке.

Еще в 2015 г. 50% суверенных бумаг имели доходность выше чем ставка по федеральным фондам ФРС, тогда как на сегодня таких облигаций лишь 5%.

Все глубже ставки загоняют не кто иной как центробанки, или ожидания соответствующих действий регуляторов, которые последние не рискуют опровергать. Отрицательные ставки по депозитам в ЦБ, которые призваны стимулировать банки выдавать кредиты реальному сектору и покупать активы, ведут собственно к тому и другому, но в разных пропорциях. К тому же, если банк видит, что в частном секторе риски велики, а ЕЦБ может вновь прибегнуть к скупке активов, проще купить облигации даже с отрицательной доходностью, в расчете на рост цены.

К чему ведет подобная ситуация? На этот вопрос вряд ли у кого-то сейчас есть однозначный ответ. Пока ясно, что объем долгов с отрицательными ставками будет расти по мере замедления роста реальной экономики, на который негативно влияют торговые войны и другие факторы, и вместе с тем готовности центробанков снижать ставки и проводить выкупы активов.

Казалось бы, очевидно, зачем хранить деньги, например, в облигациях европейских корпоративных заемщиков под отрицательный процент, если можно купить гособлигации США? Однако политика мировых ЦБ проводится с оглядкой друг на друга, и явных перекосов в этом плане они стараются не допускать. ФРС начнет снижать ставки уже в июле.

Так или иначе, пока ситуация провоцирует владельцев капитала искать доходность в более рискованных инструментах – развивающихся рынках, на рынке недвижимости, рынке акций. Опасна в данном случае несогласованность как действий отдельных правительств в Европе, так и мировых эмиссионных центров.

К слову сказать, вскоре у ЕЦБ будет новый глава, и судя по всему пост займет Кристин Лагард, долгое время возглавлявшая МВФ. Ее считают проамериканской фигурой, которая заняла пост главы фонда после скандала с отставкой Доминика Стросс-Кана, спровоцированного в США. С одной стороны, ее связи в США и международный опыт могут способствовать координации политики в США и Европе. С другой, когда у руля ЦБ Европы проамериканская фигура, а политика Трампа показала, что отношения стран могут резко ухудшаться, американский госдолг выглядит привлекательней не только за счет более высокой доходности, но и менее очевидных политических рисков. -eto-proizoshlo-i-chto-dal-she


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное