Новости / Ценные бумаги

Сбербанк трансформируется. В какие небанковские бизнесы инвестирует компания

Роль цифровых технологий постоянно растет, как и предпочтения общества к услугам. Сбербанк это понимает и формирует свою экосистему из различных продуктов. Сейчас их насчитывается больше 30.

Согласно принятой стратегии 2020, Сбербанк решил ориентироваться на основные направления потребностей людей:

- дом
- здоровье
- электронная коммерция
- стиль жизни

Банк не стал самостоятельно создавать каждое направление, а инвестировал в лидеров рынка через совместные предприятия, которых насчитывается порядка 20. Сотрудничество проходит с Яндексом, Mail Group, Rambler Group и другими. Также множество идей отбиралось через акселератор проектов 500 Startups и конкурсы.

DocDoc (владеет 79,6%)

DocDoc является интернет-площадкой медицинских услуг. Дает возможность:

- записаться к врачу;
- получить консультацию по чату, телефону или видеосвязи; 
- пройти комплексное обследование;
- хранить все рекомендации в личном кабинете.

Работает сервис как через сайт, так и через мобильное приложение. Насчитывается уже свыше 2 млн пациентов и 160 тыс. врачей в 40 специальностях.

 Яндекс.Маркет (Совместно с Яндекс)

Сайт и приложение по выбору товаров, первоначально разработанное компанией Яндекс. К сервису подключено более 24 тыс. интернет-магазинов с более чем 160 млн товаров. Сервис позволяет подобрать нужный товар среди миллионов и найти магазин для покупки по подходящей цене.

Яндекс.Деньги (владеет 75%)

Разработанная Яндексом технологическая платформа, которая основана на 2-х сервисах:

- Яндекс.Кошелек. Электронный кошелек для оплаты покупок в интернете. Также включается в себя инвестиционные консультации через автоматизированную систему, «робота-консультанта».
- Яндекс.Касса. Сервис для осуществления платежей юридическими лицами.

Беру (на базе Яндекс.Маркет)

Интернет-платформа для совершения покупок различных товаров из десятков категорий от садоводства до продуктов питания. Является совместным проектом Сбербанка и Яндекса. Первый региональный (Ростов-на-Дону) склад открыт в ноябре 2018 г. и нацелен на доставку товаров на следующий день. Полноценно работает с ноября 2018 г. Для покупок доступны десятки категорий от более 1000 партнеров. Планируется развивать сеть постаматов (выдача посылок) на базе отделений Сбербанка.

ДомКлик

Это онлайн-площадка для полноценного решения квартирного вопроса. Сервис объединяет клиентов, сотрудников и партнеров Сбербанка – застройщиков и агентства недвижимости. Через него можно:

- подать заявку на кредит;
- найти недвижимость;
- провести оценку своей недвижимости;
- проверить юридическую чистоту недвижимости (правовая экспертиза);
- подать документы на регистрацию в Росреестр (электронная регистрация сделки);

Сбермобайл

Оператор мобильной связи от Сбербанка. Он предоставляет не только мобильную связь в 13 регионах РФ, но и услуги IP-телефонии, push-уведомлений, интернета и иное. Бизнес работает как виртуальный и базируется на сетях компании TELE2. Не исключается сотрудничество с иными сотовыми операторами. Как СберМобайл оператор стал работать с 2018 г., а ранее назывался Поговорим.

SberCloud (контролирует полностью)

Облачная платформа Группы Сбербанк, предоставляющая услуги на базе ИТ-архитектуры банка. Информационно-технологические платформы и услуги SberCloud являются основной цифровой экосистемы Группы Сбербанк, а также предоставляются внешним клиентам — компаниям и государственным организациям.

Foodplex (совместно с Rambler group)

Фудплекс является единой цифровой платформой для ресторанного бизнеса. У владельцев заведений появится возможность получать обратную связь от гостей и делать им персональные предложения. В разработку входит приложение Plazius, которое позволяет клиенту заказывать столик, делать предзаказ из меню до посещения, оплачивать счет, не дожидаясь официанта и другое.

Сервис сгенерирован путем объединения нескольких разработок сразу: Афиша-Рестораны, система автоматизации ресторанов R_keeper и сервиса Plazius.

Visionlabs (владеет 25,07%)

Один из мировых лидеров в области создания систем компьютерного зрения и машинного обучения. Компания создает продукты и решения в области распознавания лиц и объектов, дополненной и виртуальной реальности.

Решение об инвестировании в компанию было принято в рамках конкурса международной конференции по компьютерному зрению CVPR-2019.

Их технология Liveness стала первой среди конкурсантов. Она способствует противоборству с мошенничеством, проверяет кто находится перед камерой, человек или фотография. Такая разработка особенно важна для компьютерного зрения, так как благодаря ей мошенники не могут использовать изображения или видеозаписи других людей для обмана систем идентификации.

Технология применяется в различных сценариях: оплата «по лицу», доступ на объект, открытие автомобиля.

Dialog (владеет 60%)

В 2018 г. Сбербанк купил долю в компании Dialog Enterprise. Ее продуктом является мессенджер для коммуникации внутри компаний. Сервисом пользуются и сами сотрудники банка. Создан продукт на базе Dialog и назван Сберчат.

Компания продает свое решение сторонним организациям, в том числе госструктурам и крупным российским компаниям. Клиентам сервис позволяет создавать чат под свои требования с дополнительными функциями и доработкой (кастомизацией).

Будущие покупки и новое название банка

По словам Льва Хасиса, первого заместителя правления Сбербанка, крупные сделки по развитию нефинансовых сервисов не планируются, допускаются лишь покупки маленьких нишевых компаний.

«Мы очень осторожно тратим деньги наших акционеров на такого рода инициативы. Всего, я полагаю, мы говорим о сумме плюс-минус $1 млрд, исключая наши будущие транзакции с Mail.Ru», – сказал Хасис в конце июля 2019 г.

Однако одной из возможных крупных покупок могло бы быть вхождение в капитал картографической компании 2ГИС. Такой сервис органично бы смотрелся в экосистеме Сбербанка. О возможности этого сценария в августе писал РБК. Компания предоставляет подробные электронные карты городов в офлайн режиме. По данным 2ГИС, в июле 2019 г. приложение компании запускалось на 49,3 млн устройств. Аналогичный показатель всех проектов самого Сбербанка – 35,4 млн человек.

В связи с кардинальной трансформацией Сбербанка вполне возможна смена его имени. Еще в конце прошлого года Герман Греф сказал, что допускает исчезновение части слова «банк» из названия компании.

Однако речь скорее идет не о смене названия банка, а о разработке бренда для экосистемы. Слово «банк» должна иметь каждая кредитная организация в своем названии по законодательству. Также намеком к новому имени является регистрация товарного знака «Сбер» в апреле текущего 2019 г.

Развитие своей экосистемы должно положительно отразиться на Сбербанке. Благодаря своему бренду и авторитету надежности его сервисы не останутся без внимания. Также банк сможет снизить риски бизнеса через диверсификацию. 
 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное