Новости / Деньги

Банкротство Детройта — яркий пример чувствительности бизнеса к инвестиционному климату

Банкротство Детройта — яркий пример чувствительности бизнеса к инвестиционному климату. Одной крупной ошибки достаточно, чтобы испортить его очень надолго, а то и навсегда.

АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Будущее в прошлом

Если вы бедны, богатым стать нелегко. Но и для обратного процесса тоже надо постараться. Это равно справедливо как для людей, так и для стран или городов. Новейшая история знает не очень много примеров превращения богатых стран в бедные (самые яркие -- Аргентина и Науру). С городами ситуация лучше: их больше, и примеров обеднения тоже. Один из самых показательных -- американский Детройт, недавно запустивший процедуру собственного банкротства.

В середине прошлого века казалось, что Детройт ждет великолепное будущее. Город был одним из главных центров машиностроения в США. В Детройте находились крупнейшие заводы автомобильных компаний Америки -- Ford, General Motors, Chrysler, Packard, Studebaker. На фоне промышленного бума он процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки. Великолепные театры, отели, клубы и рестораны украшали улицы большого города. Сейчас это полуруины.

Колыбель автопрома, Детройт рос вместе с этим сектором. Вторая мировая война была для него наиболее удачным временем. Война сформировала заказ на танки и машины. Город стал привлекать большое количество трудовых мигрантов, в основном афроамериканцев. Острая потребность в рабочих руках привела к тому, что расовая дискриминация при приеме на работу практически отсутствовала. Впрочем, напряженность в межрасовых отношениях была. Расовые беспорядки 1943-го с десятками убитых стали первым звоночком для города.

Магистрали вместо улиц

Наличие в городе разных имущественных и расовых страт -- не приговор, если городские власти думают о выравнивании качества городской среды и заботятся о том, чтобы в городе не появились гетто. В Детройте их создали практически намеренно. Еще с середины 1920-х здесь шла стремительная автомобилизация, неудивительно для столицы автопрома. Общественный транспорт считался ненужным, скоростные магистрали -- фривэи -- должны были решить все транспортные проблемы.

Однако фривэи сыграли с городом злую шутку. Транспортная связь городских районов была утрачена. Многие районы оказались физически отрезанными друг от друга -- город стал стремительно и необратимо делиться на обособленные гетто.

Фривэи способствовали оттоку наиболее продуктивной рабочей силы из города. С их появлением любой инженер или высококвалифицированный рабочий смог перебраться в пригород, в свой коттедж, откуда добирался на работу за полчаса. В городах оставались те, кто не мог себе этого позволить: низкооплачиваемые рабочие, безработные, преступники и деклассированные элементы (в основном черные).

Бегство белых

Процесс бегства белых до какого-то момента не был чем-то необратимым. Американский ученый и нобелевский лауреат по экономике 2005 года Томас Шеллинг исследовал динамику расовой сегрегации еще в 1970-х. Если в "белом" районе дом покупает афроамериканская семья, не происходит ровным счетом ничего. Но если доля черных доходит до 20%, белые почему-то начинают паковать чемоданы.

По данным переписи 1970 года, большинство населения Детройта составляли белые. К 1980 году город стал преимущественно черным, доля белых составила чуть больше трети. Сейчас город покинуло практически все белое население. И продвинутое черное -- тоже. Население Детройта насчитывало в 1950 году 1,85 млн человек, к 2013-му сократилось до 700 тыс.

Более 70 тыс. зданий в Детройте заброшены, "всегда дорожающая" недвижимость, как любят говорить риэлторы во всех частях света, оказалась никому не нужна. По данным Census Bureau, Детройт самый социально неблагополучный город США в выборке из 71 крупнейших городов Америки, доля населения, живущего ниже черты бедности, у него самая высокая -- 36,4% для индивидов и 31,3% для семей.

Социальная яма

Детройт совершил самоубийство задолго до нефтяного кризиса, подкосившего американский автопром. Экономичные японские машины стали теснить американские. В 1960-х General Motors, Ford и Chrysler занимали почти 100% авторынка США. Сейчас -- меньше половины. Американские производители стали на фоне дорогой нефти сокращать производство в Детройте, строить технологически более совершенные заводы в других местах и закрывать свои штаб-квартиры в городе.

К моменту начала процедуры банкротства долги и обязательства Детройта составляют, по разным оценкам, $18,2-20 млрд. Более $9,2 млрд из них -- пенсионные и медицинские обязательства. Немудрено: щедрые пенсии и страховки, назначенные работникам в лучшие времена, съели 38% всех бюджетных поступлений в 2012 году (дефицит бюджета достигал при этом $380 млн, 37% от доходов). В итоге город должен деньги множеству пенсионеров. На все остальное денег просто нет.

Город с молотка

Инициированная 18 июля 2013 процедура банкротства Детройта -- запоздалая констатация этого факта. Возможно, нынешнему кризисному управляющему Кевину Орру придется распродавать городское имущество.

Будет ли банкротство шагом к оздоровлению города? Возможно. Те же автогиганты General Motors и Chrysler успешно пережили банкротство в 2009-м. Но в любом случае Детройту придется искать новый драйвер роста. Где -- пока непонятно.

Случай Детройта -- важный урок. Много инфраструктуры -- это не всегда хорошо. Ускоренная урбанизация с расчетом на будущее -- тоже.

В России многие города переживали взлеты и падения, но с точным подобием детройтской ситуации мы пока не сталкивалась. "Проблема сокращения населения городов и необходимость планов оптимизации пустующих региональных центров становится все более актуальной,-- пишет в колонке на Forbes.ru старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Антон Табах.-- Каждая страна решает этот вопрос по-своему, но во многих малых и средних городах России положение уже сопоставимо с детройтским -- и решение этих задач будет на повестке дня федеральных властей и мэров в ближайшие десятилетия".


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное