Новости / Деньги

Опасная утечка

Впервые за пять с половиной лет российская банковская система испытывает чистый отток средств населения. Россияне забирают из банков больше денег, чем несут туда. Чем это грозит экономике страны и долго ли будет продолжаться, портал Банки.ру обсуждал с экспертами.

Нетто-заемщик, нету-вкладчик

«Фактически население превратилось из чистого донора банковской системы в нетто-заемщика. Это уникальная ситуация, банковская система впервые испытывает чистый отток. Такого не было с кризиса 2008 года. За первое полугодие население на 590 миллиардов рублей заняло больше, чем вложило, так как был отток вкладов, а портфели при этом выросли», — сказал 23 июля журналистам президент — председатель правления ВТБ 24 Михаил Задорнов.

По прогнозам главы ВТБ 24, по итогам 2014 года население России займет на 500 млрд рублей больше, чем положит вновь на счета в банки. При этом традиционно россияне размещают в банках гораздо больше средств, чем заимствуют у них. Так, в 2009—2010 годах население вкладывало в кредитные организации на 2 трлн рублей больше, чем брало кредитов. Исключением стал 2008 год, когда клиенты банков заняли больше.

Согласно данным информационно-аналитической службы Банки.ру, если на 1 июля 2013 года в 956 действующих банках было размещено депозитов физлиц на общую сумму 15,6 трлн рублей, а кредитов — на 8,8 трлн рублей, то на 1 июля 2014 года в 884 действующих кредитных организациях России было размещено уже 16,8 трлн рублей депозитов и выдано 10,6 трлн рублей кредитов физлицам.

Как указывает аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский, динамика портфеля вкладов с начала года действительно отрицательная. С начала 2014 года отток вкладов из банковской системы составил 0,4% против притока в 9,7% в прошлом году (согласно статистике Банка России). «Основное влияние на такую динамику портфеля оказала повышенная волатильность обменного курса. Рубль очень сильно колебался в первом квартале, это вызвало повышение инфляции, которая с начала года по 14 июля составила 5,2% (4,1% в прошлом году). В свою очередь, рост цен вызвал стремление к покупке иностранной валюты и сокращение спроса на вклады, — объясняет Дужинский. — Сейчас, по мере стабилизации валютных рынков, мы надеемся, что ситуация изменится и приток вкладов снова станет положительным. В нашем банке положительный рост портфелей отмечен уже с апреля. За июль приток вкладов в банковскую систему составил 0,8%».

«Отток средств населения из банков за шесть месяцев 2014 года составил около 74 миллиардов рублей (или 0,44% от общего объема). При этом объем кредитов, выданных населению, вырос на 682 миллиарда рублей (или 6,8%). Говорить о том, что население стало больше занимать, чем размещать в банках, некорректно, — считает руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру Вячеслав Путиловский. — Как видно из статистики, на 1 июля 2014 года население разместило в банках почти в 1,6 раза больше средств, чем забрало оттуда в виде кредитов. То есть остальные средства населения, размещенные в банках, используются ими для кредитования корпоративных заемщиков и покупки ценных бумаг. Получается, население по-прежнему донор для банковской системы. Если же смотреть изменения за шесть последних месяцев, то граждане забрали из банков 74 миллиарда рублей своих депозитов и еще 682 миллиарда рублей получили в виде кредитов. Думаю, что ничего катастрофического сейчас из этих цифр не следует. Однако, если тенденция будет иметь продолжение, банки могут начать испытывать проблемы с привлечением пассивов. Ведь средства населения — важнейший источник пассивов для банков, особенно за пределами топ-100. При том что рынки внешних заимствований сейчас будут сокращаться из-за санкций и политической ситуации».

Фомы неверующие. Но покупающие

Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрах Банка Вилен Ли считает, что проблема кроется в том, что население России стало сберегать меньше, а не занимать больше. «Среди основных причин оттока вкладов можно назвать общую макроэкономическую ситуацию, напряженность в стране и мире, валютные колебания и неуверенность вкладчиков в завтрашнем дне на фоне отзыва лицензий ряда банков, — перечисляет Ли. — Все больше россиян сильнее верят валюте и банковской ячейке, чем вкладам и рублю. Все больше вкладчиков стали относить накопления в крупные надежные банки во избежание неудобств и рисков, связанных с лишением банков лицензий. Некоторые крупные вкладчики в первом полугодии снимали деньги на покупку недвижимости, сыграл свою роль и сезонный фактор. В условиях нестабильности клиенты ищут скорее надежности и сохранности для своих сбережений, нежели дохода от инвестиционного портфеля».

Член правления ГК «Народная казна» Ярослав Кабаков также связывает текущие тенденции с кризисными настроениями у населения. Он отмечает, что из-за предчувствий кризиса, связанных с санкциями, и негативного информационного фона население предпочитает инвестировать средства в реальные активы — недвижимость и автомобили. То есть те вещи, которые останутся с людьми при любой ситуации.

«Об этом, кстати, говорит и постоянный рост ипотечного кредитования, хотя автомобильный рынок по-прежнему проседает, — размышляет Кабаков. — Такова логика поведения людей в непонятной ситуации: купить то, чем можно обладать, что можно потрогать руками. Сказывается и определенный уровень недоверия к банковской системе из-за многочисленного отзыва лицензий. Нынешняя ситуация негативна только для мелких банков, которые сильно зависят от фондирования через депозиты и которые не могут занять средства на межбанковском рынке и у Центробанка. Что касается крупных и средних банков, то на них ситуация никак не скажется, поскольку фондирование через депозиты — самое дорогое».

Директор по корпоративным рейтингам агентства «Рус-Рейтинг» Лариса Макаренко согласна, что главным фактором оттока вкладов в банках является падение доверия к кредитным организациям со стороны населения.

«Сложно сохранять спокойствие и хладнокровность в условиях, когда отзыв лицензий у банков стал почти регулярным событием, — размышляет она. — Очевидно, что каждое сообщение о прекращении деятельности какого-либо банка, даже если оно не затрагивает человека напрямую, вызывает у клиентов финансовых учреждений определенную нервозность в отношении собственных сбережений и надежности выбранного банка.Отсюда формируется общее негативное отношение к большинству банков и естественное желание себя как-то обезопасить. Самое простое решение – переложить деньги в более надежные банки (уже отмечалась тенденция к перетоку средств в крупные государственные банки), а то и вовсе нигде не размещать. Кроме того, снижение ставок и сохранение достаточно высокого уровня инфляции практически сводят к нулю реальные доходы по депозитам и стимулируют больше тратить, а не накапливать».

По словам аналитика компании «ИнстаФорекс» Антона Фомина, основная причина преимущественно «заемного» поведения россиян — девальвация рубля в первом полугодии 2014 года на 10%. «Кроме того, имеет место и чисто макроэкономическая конъюнктура — в условиях замедления темпов социально-экономического развития (в частности, замедления темпов роста реальных доходов населения до менее чем 5% с прежних двухзначных цифр) население не может уже прежними темпами нести деньги в банки», — говорит Фомин.

«Одна из важнейших причин здесь – массовые отзывы лицензий у небольших и средних частных банков. Надо понимать, что если не каждый по отдельности, то все вместе эти банки держали на балансах значительные по объему вкладные портфели физлиц. Как правило, ставки по таким депозитам были привлекательнее, чем в крупных банках и банках с госучастием. Лицензия у банка отзывается, Агентством по страхованию вкладов назначается банк-агент по выплате страхового возмещения в пределах 700 тысяч рублей. Гражданин приходит туда забирать свой вклад, а ему там предлагают не забирать, а оставить в новом банке (том самом агенте), но уже под новую ставку. Что видит гражданин? Что ставка его депозита в банке с отозванной лицензией была порядка, например, 10—12% годовых, а ему предлагают разместить новый вклад под 6—8% годовых. Что делают граждане? Половина, как показывает статистика, соглашается и размещает, вторая половина – отказывается, — объясняет руководитель аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. — Деньги, к примеру, меняются на валюту, а валюта остается лежать дома. Или деньги вкладываются в покупку машины. Или во взнос в ипотеку. В любом случае у этой самой «второй половины» доверия к банкам больше нет».

Не ужас-ужас

В целом опрошенные Банки.ру эксперты сходятся во мнении, что отток вкладов для банковской системы на данный момент не критичен. Впрочем, «гиганты» смогут пережить и более значительные потери.

«В перспективе нескольких месяцев, к сожалению, ситуация будет оставаться довольно сложной, поскольку Банк России продолжает политику закручивания гаек, в том числе в отношении вкладов, — говорит Антон Фомин. — В этих условиях, скорее всего, темпы роста банковских депозитов продолжат сокращаться. В целом за год я ожидаю увеличение депозитного портфеля банковского сектора менее чем на 3%, в то время как прошлые годы показывали рост на 10% и более».

«Опасность состоит в том, что на фоне политического конфликта вокруг Украины иностранные источники фондирования для России становятся все менее доступными, растет стоимость долгосрочных заимствований. На фоне оттока вкладов банки будут увеличивать объемы рефинансирования со стороны ЦБ, столкнувшись со значительным дефицитом ликвидности. Если Центробанк перестанет рефинансировать банки, они вынуждены будут привлекать средства на рынке под высокие проценты (с учетом ограничения ЦБ), что приведет к удорожанию ликвидности и снижению маржинальности бизнеса», — считает Вилен Ли.

По мнению Ларисы Макаренко, опасность сложившейся динамики заключается в том, что риски банковской системы в целом будут расти. Во-первых, повысятся риски ликвидности. Поскольку частные вклады уже давно стали если не основным, то важным источником долгосрочных ресурсов у банков, его уменьшение потребует альтернативной замены. А ее у банков в настоящее время нет. Во-вторых, при такой динамике неизбежно сокращение ресурсной базы банков в целом и рост доли розничных кредитных портфелей в активах банков, априори являющихся высокорискованным кредитным инструментом.

«Насколько быстро выровняется ситуация (когда объем привлекаемых кредитов сравнится с объемом привлекаемых депозитов от населения) — прогнозировать сложно, так как для устранения перекоса в данном случае необходимы не только естественные условия для роста сбережений населения, но и проявление политической воли и принятие ряда политических решений и мер, стимулирующих рост вкладов», — считает Макаренко.

«Конечно, при оттоке вкладов для банков возникает определенный дискомфорт. В структуре пассивов банковской системы доля вкладов населения занимает 27,5%. Это существенная часть, но в то же время она не является критичной. Среди прочих источников фондирования следует отметить средства юридических лиц, межбанковские кредиты, в том числе средства регулятора, бюджетные деньги и средства, привлеченные с долговых рынков. Даже в случае гипотетического значительного оттока средств населения из системы, который не ожидается, для подавляющего большинства банков это не будет означать чего-либо по-настоящему опасного, так как им доступны и прочие источники фондирования своей повседневной деятельности», — резюмирует Станислав Дужинский.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное