Новости / Деньги

Потребительское отставание

Крупнейшие банки и МФО до последнего тянули с приведением своего бизнеса в соответствие с требованиями закона "О потребительском кредите", который вступил в силу с 1 июля. Как свидетельствует исследование Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), по июнь включительно они продолжали активно скрывать от клиентов значимую информацию, устанавливали несоразмерные нарушениям штрафы и препятствовали досрочному погашению. С 1 июля ситуация не стала идеальной, уверены в КонфОП.

В распоряжении "Ъ" оказалось исследование состояния защиты прав и интересов заемщиков в России, проведенное по методу "тайного покупателя" КонфОП по заказу Минфина в декабре 2013 года -- июне 2014 года. В нем принимали участие 25 крупнейших организаций по каждому сектору розничного кредитования, в том числе госбанки и микрофинансовые организации (МФО). В рамках исследования "тайные покупатели" оформляли потребительские, ипотечные, автокредиты и микрозаймы и оценивали ситуацию с соблюдением прав потребителей. Самые серьезные нарушения в ходе исследования обнаружились в части недостаточного информирования клиентов о стоимости и особенностях услуг.

Так, значимая для потребителя информация приводится неявным образом у 76-89% банков, она скрыта под большим количеством сносок либо не приводится вообще, отмечается в исследовании. Скрывают разное: максимальную процентную ставку и штрафные санкции по кредиту не раскрывали четким и понятным образом 22% банков, условия досрочного погашения и дополнительные комиссии -- 20% банков и т. д. Большинство этих сведений закон о потребкредитовании с 1 июля требует раскрывать заемщику заранее, до его прихода в банк. Впрочем, у МФО с этим еще хуже: те или иные условия займов не раскрывались внятно и вовсе у 100% проверенных "тайными покупателями" компаний.

Огромные штрафы за просрочку большинство участников исследования также начисляли и взимали до последнего: c 1 июля они ограничены 20% годовых (если по условиям договора проценты продолжают начисляться) или 0,1% (если проценты не начисляются) просрочки в день. Так, если бы закон действовал уже в июне, то этому требованию не соответствовали бы 86% оформленных "тайными покупателями" кредитных договоров.

Третье по распространенности явление, потенциально нарушающее закон,-- прозрачность и стоимость процедуры досрочного погашения кредитов или займов. С 1 июля закон требует не просто раскрыть эти условия, а дать заемщику возможность в течение 14 дней вернуть ненужный долг бесплатно, а дальше -- с уплатой процентов за фактический срок использования, но без допкомиссии за досрочное погашение. При этом при погашении в течение 30 дней с момента получения ссуды, уведомлять банк о таких намерениях заемщик не должен, свыше -- должен проинформировать банк за 30 дней. Впрочем, менее чем за месяц до вступления в силу новых норм у банков условия досрочного погашения скрывали 20% игроков, доля МФО, вовсе не предоставлявших клиенту такую информацию, достигала 60%. Хотя банки чаще, чем МФО, устанавливали комиссии за досрочное погашение кредита (около 8% банков против одной МФО), последние к этому вопросу подходят творчески. Например, требование о 30-дневном предупреждении применяли даже те компании, которые выдают займы максимум на 28 дней, что де-факто запрещает досрочное погашение.

Ольга Шестопал


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное