Новости / Деньги

Год без обновок: что станет роскошью для среднего класса

Ближайшее будущее российской торговли целиком зависит от курса рубля. Но даже оптимистичные сценарии предполагают, что после бури, которая сметала все с прилавков в декабре, потребление люксовых товаров заметно сократится, зато станут роскошью вещи, считавшиеся вполне обычными.
 
ОЛЕГ ХОХЛОВ

Индекс айфона

В "черный вторник", 16 декабря, компания Apple вновь остановила работу российского интернет-магазина. До конца недели посетителей встречала заглушка с обещанием скорого возобновления продаж на дюжине языков, среди которых почему-то не было русского. Однако и в четверг, когда мы готовили этот номер "Денег" к печати, магазин Apple по-прежнему не работал.

В "Евросети" и "Связном" между тем в середине прошлой недели новые ценники уже появились -- соответственно 43,99 тыс. руб. и 44,99 тыс. руб. за самую дешевую версию шестого айфона. Чертовски дорого.

iPhone 5 с 16 Гб памяти изначально, в сентябре, собирались продавать в России за 31,99 тыс. руб., или примерно за $860. Доллар тогда, согласно курсу ЦБ, был близок к 38 руб. Месяц назад, при 46 руб. за доллар, самый дешевый шестой айфон стоил, получается, уже $690. Почти как в США. Там -- $649 без учета VAT (НДС), который, например, в Нью-Йорке равен 7%. В Великобритании -- $850, в Финляндии -- $870, во Франции -- $880, в Италии -- вообще $910. В конце ноября самый желанный гаджет подорожал сразу на 8 тыс. руб., до 39,99 тыс. руб., и его валютная стоимость в России составила $890. 16 декабря айфон дешевел до $500.

В прошлом году сервис Mobile Unlocked опубликовал занятное исследование -- iPhone 5S Price Index. В отличие от индекса бигмака, который служит для оценки паритета покупательной способности, индекс айфона позволяет оценить уровень благосостояния в разных странах. Год назад официальная стоимость самой дешевой версии iPhone 5S, тогдашнего флагмана, была равна 29,99 тыс. руб., или 5,22% подушевого ВВП. Это 37-е место сверху, 12-е снизу.  В США -- 1,36% (четвертое место), в Великобритании -- 2,45% (18-е), в Германии -- 2,47% (19-е). Абсолютным рекордсменом доступности айфона стал Катар (0,76%), дороговизны -- Индия (22,69%).

В этом году -- уже для шестого айфона -- индекс не составлялся. А было бы смешно. Со стоимостью смартфона на уровне 9% подушевого ВВП мы пропускаем вперед Мексику (5%) и Таиланд (8%), вплотную приблизившись к Китаю (9,5%) и Бразилии (10%). До Индии, конечно, далеко (пять позиций), но все равно страшно.

 

Лихорадочный спрос

Можно было бы предположить, что не должны расти цены на высокомаржинальные товары -- аксессуары, периферию, расходные материалы. Однако особенно сильно дорожает именно мелочь.

"Компании в условиях роста курсов ведут себя по-разному: кто-то увеличивает стоимость гаджетов сразу на четверть или даже на 50%, но в большинстве своем производители не торопятся, понимая, что клиенты в высокий период могут сделать выбор в пользу устройств других брендов",-- говорят в компании "Связной".


Покупателей интересует в основном крупная бытовая техника долгосрочного пользования (холодильники, телевизоры, стиральные машины), рассказали "Деньгам" в компании "Техносила". За период с конца октября по начало декабря продажи таких товаров в магазинах этой сети выросли на 40%.

При этом некоторые продавцы уже обращают внимание на перераспределение спроса в пользу товаров подешевле. Тот же айфон вновь становится предметом роскоши. Традиционно до 50% смартфонов Apple россияне покупали в кредит, а после того как ЦБ поднял ключевую ставку до 17%, рынок потребительского кредитования фактически встал. Впрочем, и производители гаджетов экономкласса тоже повышают цены -- пока что в пределах 20%.

 

Год без обновок

Что теперь будет с одеждой? Еще месяц назад, при 47 руб. за доллар, некоторые продавцы поднимали цены на 15-20%. Сейчас так делают все без исключения. Собеседники "Денег" при этом отмечают, что вещи из весенне-летних коллекций 2015 года большинству продавцов удалось оплатить еще при 40-45 руб. за доллар. Так что в ближайшее время изменение цен заметят только те, кто посещает магазины регулярно.

"Покупателю следует уже сейчас морально подготовиться к новым ценам: мы ожидаем средний рост по всем категориям товаров в районе 20-25%,-- комментирует директор по маркетингу и рекламе обувной сети Alba Станислав Колосков.-- Особенно заметным повышение станет в первом квартале, когда в конце января завершится классический сезон распродаж, стартующий в декабре".

Вещи из новых коллекций ритейлеры будут закупать уже в соответствии с новым курсом, и разница будет более чем очевидной: по сравнению с осенью 2014 года цены вырастут как минимум на 50%.

Дорожает не только массмаркет. В прошлую среду московские магазины ювелирного дома Cartier закрылись для изменения цен. Очередное резкое ослабление рубля увеличило их сразу на 40-50%. "Черный вторник" заставил пересмотреть цены Louis Vuitton, Prada, Sonia Rykiel, Salvatore Ferragamo -- всю индустрию атрибутов очень красивой жизни. Впрочем, еще в октябре консалтинговая компания Bain & Company предрекла сокращение российского рынка люксовых товаров на 18%, до .4,6 млрд, уже по итогам 2014 года, хотя еще в начале года предстоящий спад оценивался всего в 4-6%.

Эксперты ожидают, что у интернет-продавцов дела в новых условиях будут идти несколько лучше, нежели у представителей офлайновой розницы. "Согласно оценке коллег из Ассоциации компаний интернет-торговли, доля трансграничных покупок на российском рынке электронной коммерции составляет 30-35% (это порядка $7 млрд), в 2015 году она увеличится до 60%,-- говорит основатель агрегатора перевозок iCanDeliver.ru Данил Рудаков.-- Это связано с тем, что в России все еще действуют самые высокие в мире нормативы беспошлинного ввоза товаров".

Напрасные ТРЦ

В 2014 году московская розница поставит рекорд ввода новых торговых площадей. Еще в первом полугодии город прирос 300 тыс. новых квадратных метров. За шесть месяцев построили больше, чем за весь 2013 года. Крупнейшие проекты -- "Вегас Крокус Сити" (более 100 тыс. кв. м) и "Весна" (более 50 тыс. кв. м). На второе полугодие было заявлено открытие еще более 600 тыс. кв. м. Только что заработал гигантский "Авиа Парк" -- более 450 тыс. кв. м. Общий объем торговых площадей в Москве превысил 4 млн кв. м. И что теперь со всем этим будет?

"Согласно нашему консервативному прогнозу, трафик в торговых центрах в среднем снизится на 25-30%",-- считает Станислав Колосков из компании Alba.

"В 2015 году продолжится развитие продуктовых сетей, магазинов с товарами для дома и операторов фудкортов, а вот весь остальной ритейл будет очень сильно лихорадить,-- предсказывает Олег Рыжов, генеральный директор Ross Group (компания управляет торговыми центрами в нескольких городах).-- Многие продавцы как минимум на год свернут программы развития, сократят число действующих розничных предприятий. Торговым центрам придется заманивать арендаторов более низкими арендными ставками. При этом цены будут в рублях, их также могут привязывать к товарообороту".

На прошлой неделе крупнейшие сети кинотеатров направили открытое письмо владельцам торгово-развлекательных центров, в котором как раз потребовали перевести арендные ставки в рубли. Представители сети "Киномакс", например, рассказали "Деньгам" о падении посещаемости в прошлом месяце на 10% относительно ноября прошлого года. В 2015 году, даже если оправдаются надежды оптимистов и курс замрет на 55 руб. за доллар, в Москве у среднего класса все равно будет непривычно мало хлеба, зрелищ и всего остального.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное