Объем нового лизингового бизнеса в первом полугодии 2015 года сократился на треть. От большего сжатия рынок удержал авиализинг, который останется точкой поддержки и во втором полугодии 2015-го, но не сможет компенсировать сокращение других сегментов.
За январь--июнь 2015 года объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 244 млрд руб., что почти на 30% меньше по сравнению с первым полугодием 2014 года. Сумма новых договоров лизинга продемонстрировала аналогичное сокращение и составила 348 млрд руб. в первой половине 2015 года. По мнению агентства, более сильного снижения суммы новых договоров лизинга не случилось из-за роста стоимости средней лизинговой сделки (с 5,5 млн руб. за первое полугодие 2014-го до 6,5 млн руб. за первые полгода 2015-го) вследствие удорожания фондирования и роста суммы сделок по авиализингу.
Сокращение суммы новых договоров отразилось на лизинговом портфеле, который перестал расти и составил 2,9 трлн руб. на 1 июля 2015 года. Помимо этого объем полученных лизинговых платежей превысил объем профинансированных средств за первые шесть месяцев 2015 года на 38%. Стоит отметить, что похожая ситуация была характерна для рынка в первой половине 2009 года, по итогам которого портфель продемонстрировал сокращение.
Укрепление госпозиций
Первую и вторую позицию в топ-3 лизингодателей, как и годом ранее, заняли "ВЭБ-лизинг" и "ВТБ Лизинг" соответственно, на третье место вышел "Сбербанк Лизинг". В совокупности доля тройки лидеров, как и годом ранее, составила около 40% всего объема нового бизнеса.
Концентрация рынка на крупнейшем лизингодателе в первом полугодии 2015 года снизилась с 20% до 14% нового бизнеса. На долю десяти крупнейших компаний пришлось около 67% нового бизнеса (в первом полугодии 2014 года -- 65%).
Среди топ-10 положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали только "Сбербанк Лизинг" и ГТЛК. Если у первой компании высокие положительные темпы прироста связаны с эффектом низкой базы (на первое полугодие в 2014 году пришлось менее 25% годового нового бизнеса лизингодателя), то у второй -- за счет реализации крупной сделки по поставке магистральных воздушных судов авиакомпании "Аэрофлот" (на авиационный транспорт пришлось около 97% нового бизнеса лизингодателя за январь--июнь 2015 года).
В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний выросла на 8 п. п. и составила около 55%.
Подобная ситуация была на рынке лизинга в первой половине 2011-го и 2012 году, тогда больше половины нового бизнеса приходилось на ж/д-сегмент, в котором значительная часть сделок (более 60%) приходится на госкомпании.
Текущий рост доли компаний с госучастием связан с укреплением их позиций в розничных сегментах и рядом крупных сделок по передаче в аренду воздушных судов. Из-за высокого порога вхождения и специализированных работ частные лизинговые компании не работают в авиасегменте.
Авиаподдержка
В целом по рынку положительные темпы прироста продемонстрировали только три сегмента: оборудование для ЖКХ, энергетическое оборудование, а также медицинская техника и фармацевтическое оборудование. Наибольшую долю в структуре нового бизнеса среди данных сегментов удалось нарастить оборудованию для ЖКХ за счет крупных сделок "Сбербанк Лизинга" с ГБУ Москвы "Автомобильные дороги".
Крупнейший сегмент в структуре нового бизнеса за первое полугодие 2015 года -- автолизинг -- нарастил долю до 34% (годом ранее -- 31%). Однако, несмотря на рост доли автосегмента (из-за сжатия лизингового рынка), в стоимостном выражении объем автолизинга сократился на 21,4%. Похожая ситуация и с авиасегментом: доля в структуре нового бизнеса выросла с 17% до 22,6% при снижении абсолютного объема на 5,6%. Незначительное сокращение авиасегмента оказало поддержку рынку лизинга (см. график 2), без учета которой падение нового бизнеса составило бы 38%.
Во втором полугодии текущего года авиасегмент продолжит поддерживать рынок лизинга, в том числе за счет субсидий в рамках госпрограммы по развитию российского авиапрома. Однако даже реализация части твердых авиадоговоров, подписанных в рамках авиасалона МАКС-2015, не сможет компенсировать сокращение объема нового бизнеса в 2015 году.
Из-за крупных сделок по передаче воздушных судов в аренду и существенного сокращения остальных сегментов рынка доля оперативного лизинга в структуре нового бизнеса достигла 17% (годом ранее была не более 10%).
Объем нового бизнеса ж/д сегмента, в котором также востребован оперлизинг, упал на 38,1% в первом полугодии 2015 года, а его доля сократилась с 22,0% до 19,2%. По сравнению с первой половиной 2014 года произошло снижение доли строительной и дорожно-строительной техники на 5,2 п. п. (что обусловлено, в частности, значительным объемом сделок "ВТБ Лизинга" годом ранее).
Не удержаться от падения
Согласно негативному (базовому) прогнозу RAEX ("Эксперта РА"), новый бизнес составит в 2015 году около 510 млрд руб.
Усиление кризисных явлений в ж/д отрасли может привести к падению сегмента на 45%. В авиасегменте также продолжится сжатие объема нового бизнеса, но за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов сокращение объема авиатехники на рынке лизинга будет меньше (около 15%, без господдержки сжатие сегмента было бы не менее 30%).
Негативные тенденции в автолизинге будут усиливаться и во втором полугодии 2015 года, в результате данный сегмент сократится на 15%.
Так, продажи новых легковых и легковых коммерческих автомобилей в августе сократились на 19,4%*, несмотря на укрепление позиций автомобилей российского производства. Сжатие прочих сегментов рынка составит около 25%.
"Предпосылок к восстановлению рынка во втором полугодии нет. Мы прогнозируем стагнацию во всех сегментах. Более или менее уверенно себя чувствуют сегменты легкового, грузового и коммерческого автомобильного транспорта. Основной упор лизинговые компании будут делать на работе с дебиторской задолженностью и реализации изъятой техники",
-- отмечает Владимир Добровольский.
РУСЛАН КОРШУНОВ, ведущий аналитик RAEX ("Эксперт РА")
Индикаторы развития рынка лизинга
|
[1] Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается RAEX ("Эксперт РА") как суммарная доля "розничных" сегментов в объеме нового бизнеса. К "розничным" сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.
Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2015 года
Место по новому бизнесу (стоимости имущества) |
Компания |
Рейтинг кредитоспособн ости RAEX ("Эксперт РА")* |
Объем нового бизнеса в 1-м пол. 2015 года (млн руб.) |
В том числе оперативный лизинг /аренда (млн руб.) |
Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 1-е пол. 2015 года (млн руб.) |
Текущий портфель (млн руб.) |
Место по портфелю на 01.07.15 |
Объем полученных лизинговых платежей на 01.07.15 (млн руб.) |
Место по полученным платежам |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
01.07. 2015 |
01.07. 2014 |
01.07. 2015 |
01.07. 2014 |
||||||||
1 | 1 | "ВЭБ-лизинг" | 33 247,0 | 53 174,5 | 1 | 49 364,0 | 1 | ||||
708 826,2 | 640 023,7 | ||||||||||
2 | 2 | "ВТБ Лизинг" | 32 553,0 | 43 830,4 | 2 | 37 793,4 | 2 | ||||
417 019,3 | 372 645,3 | ||||||||||
3 | 5 | СБЕРБАНК ЛИЗИНГ (ГК) | A++ | 28 694,3 | 54 989,3 | 3 | 18 988,4 | 3 | |||
- | 342 147,7 | 233 633,7 | |||||||||
4 | 8 | Государственная | 27 348,6 | 26 863,8 | 27 348,6 | 5 | 8 565,1 | 6 | |||
транспортная лизинговая компания |
187 236,5 | 139 335,8 | |||||||||
5 | 3 | "Европлан" | 9 888,0 | н/д | 7 | ||||||
42 825,6 | 53 016,7 | - | - | ||||||||
6 | 9 | "Балтийский лизинг" (ГК) | 8 236,2 | 12 651,0 | 8 | 11 125,8 | 5 | ||||
28 997,8 | 30 418,1 | ||||||||||
7 | 12 | "Сименс Финанс" | 6 401,5 | 9 543,0 | 11 | ||||||
- | 22 622,2 | 21 010,0 | - | - | |||||||
8 | 10 | "CARCADE Лизинг" | A+ (II) | 6 035,6 | 9 664,4 | 9 | 12 600,2 | 4 | |||
- | 24 229,2 | 23 740,4 | |||||||||
9 | 4 | "ТрансФин-М" | A+ (II) | 5 607,6 | 4 449,4 | 7 253,7 | 4 | 5 840,1 | 8 | ||
246 146,9 | 226 293,9 | ||||||||||
10 | 7 | "РЕЙЛ1520" (ГК) | A+ (III) | 4 347,0 | 4 347,0 | 3 348,0 | 10 | ||||
23 175,0 | 24 923,0 | - | - | ||||||||
11 | 13 | "РЕСО-Лизинг" | A+ (II) | 4 064,0 | 6 343,8 | 14 | 5 156,0 | 9 | |||
15 047,6 | 14 691,4 | ||||||||||
12 | 22 | КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК) | 3 873,0 | 1 093,7 | 6 241,9 | 25 | 2 870,1 | 15 | |||
8 035,2 | 5 433,7 | ||||||||||
13 | 23 | "МКБ-лизинг" | A+ (I) | 3 755,0 | 4 692,0 | 15 | 2 342,0 | 19 | |||
13 659,0 | 11 857,0 | ||||||||||
14 | 29 | "Транслизинг-сервис" | 3 645,0 | 3 645,0 | 487,0 | 33 | 799,0 | 33 | |||
3 873,0 | 4 269,0 | ||||||||||
15 | 16 | СТОУН-XXI (ГК) | A (I) | 2 626,0 | 4 143,0 | 22 | 4 574,0 | 10 | |||
- | 8 552,0 | 9 077,7 | |||||||||
16 | 21 | "Система Лизинг 24" | 2 570,8 | 3 962,9 | 17 | 2 588,2 | 17 | ||||
11 817,1 | 10 346,3 | ||||||||||
17 | 18 | "ЮниКредит Лизинг" и "Локат | A++ | 2 037,9 | 3 014,2 | 13 | 4 260,3 | 11 | |||
Лизинг Руссия" | - | 17 565,6 | 15 550,3 | ||||||||
18 | - | "Металлинвестлизинг" | 1 449,7 | 2 061,9 | н/д | 21 | 2 534,8 | 18 | |||
- | 8 629,7 | ||||||||||
19 | 52 | "Мэйджор Лизинг" | 1 446,5 | 556,1 | 2 598,5 | 29 | 1 008,6 | 31 | |||
5 993,1 | 1 384,7 | ||||||||||
20 | 62 | "Северная Венеция" (ГК) | 1 296,3 | 15,1 | 2 491,7 | 18 | 3 124,0 | 14 | |||
11 559,1 | 8 493,6 | ||||||||||
21 | 31 | "Ураллизинг" | 1 240,6 | 1 240,6 | 34 | 1 722,5 | 23 | ||||
- | 3 643,6 | 3 935,3 | |||||||||
22 | 28 | "Фольксваген Груп Финанц" | 1 164,9 | 1 899,2 | 31 | 1 728,5 | 22 | ||||
4 458,8 | 4 169,0 | ||||||||||
23 | 15 | "Элемент Лизинг" | A+ (III) | 1 110,0 | 1 110,0 | 20 | 4 062,0 | 12 | |||
- | 9 232,3 | 12 584,3 | |||||||||
24 | 27 | Универсальная лизинговая | 1 059,0 | 9,0 | 1 893,0 | 26 | 2 278,0 | 20 | |||
компания | 7 097,0 | 7 503,0 | |||||||||
25 | 37 | ЗЕСТ (ГК) | 946,4 | 1 835,1 | 16 | 1 705,0 | 24 | ||||
- | 13 029,2 | 11 297,6 | |||||||||
26 | 42 | СОЛЛЕРС-ФИНАНС | 815,1 | 1 295,0 | 42 | 707,4 | 36 | ||||
- | 2 599,7 | 2 910,2 | |||||||||
27 | 19 | "Интерлизинг" (ГК) | 812,8 | 1 252,4 | 19 | 3 829,0 | 13 | ||||
- | 11 325,1 | 15 047,4 | |||||||||
28 | 49 | Сибирская лизинговая | 765,5 | 1 195,3 | 27 | 1 592,8 | 25 | ||||
компания | - | 6 218,3 | 11 836,6 | ||||||||
29 | 38 | Лизинговая компания | A+ (III) | 762,4 | 1 213,3 | 37 | 1 136,0 | 28 | |||
"Дельта" | - | 3 147,5 | 3 377,2 | ||||||||
30 | 48 | "ЧелИндЛизинг" (ГК) | 642,1 | 969,2 | 39 | 772,1 | 35 | ||||
- | 2 832,3 | 3 497,0 | |||||||||
31 | 33 | "Альянс-Лизинг" | A+ (II) | 638,0 | 10,9 | 974,0 | 36 | 1 271,8 | 27 | ||
3 180,6 | 4 374,8 | ||||||||||
32 | 53 | "Лизинг-Трейд" | 539,0 | 821,0 | 45 | 657,0 | 38 | ||||
2 066,0 | 1 960,7 | ||||||||||
33 | 14 | "Альфа-Лизинг" (ГК) | 481,9 | 841,5 | 6 | 7 124,0 | 7 | ||||
- | 68 959,3 | 74 365,2 | |||||||||
34 | 41 | "Эксперт-Лизинг" | 433,0 | 676,0 | 47 | ||||||
(Челябинск) | - | 1 872,0 | 2 545,5 | - | - | ||||||
35 | - | "Восток-Лизинг" | 430,6 | 645,7 | н/д | 49 | 653,5 | 39 | |||
- | 1 684,9 | ||||||||||
36 | 57 | ЛИЗФАЙНЭНС | A (I) | 406,3 | 706,5 | 46 | 586,9 | 41 | |||
- | 2 010,3 | 1 655,5 | |||||||||
37 | 81 | "Гознак-лизинг" | A (II) | 401,0 | 754,0 | 30 | 385,0 | 46 | |||
- | 4 809,0 | 2 882,4 | |||||||||
38 | 47 | "Банк Интеза" и "Интеза | 321,9 | 482,9 | 48 | 588,1 | 40 | ||||
Лизинг" | - | 1 735,8 | 2 090,0 | ||||||||
39 | 50 | Объединенная лизинговая | A+ (II) | 288,9 | 531,2 | 40 | 533,0 | 42 | |||
компания | - | 2 702,6 | 2 509,7 | ||||||||
40 | 61 | "ЯрКамп Лизинг" | 259,0 | 98,0 | 512,0 | 43 | 796,9 | 34 | |||
2 470,0 | 3 817,3 |
Рэнкинг лизингодателей в соответствии с МСФО за 2014 год
Место по выручке за 2014 г. |
Место по выручке за 2013 г. |
Наименование ЛК |
Выручка от лизинга (Finance leases income), млн руб. |
Темпы прироста выручки 2014/2013 |
Собственный капитал (Total equity / Total shareholders equity), млн руб. |
Темпы прироста собственного капитала 2014/2013 |
Чистые инвестиции в лизинг (Net investment in finance leases (Long term + Short term), млн руб. |
Темпы прироста чистых инвестиций в лизинг 2014/2013 |
Итого активы (Total assets), млн руб. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | "ВЭБ-лизинг" | 28,5% | 25 597,4 | 4,5% | 63,6% | |||
33 842,4 | 383 186,2 | 509 285,2 | |||||||
2 | 2 | "ВТБ Лизинг" | 28,9% | 22 831,0 | 0,2% | 28,6% | |||
32 933,0 | 277 790,0 | 319 783,0 | |||||||
3 | 3 | СБЕРБАНК ЛИЗИНГ | 14,2% | 1 629,5 | -66,5% | 36,6% | |||
(ГК) | 13 691,3 | 141 857,3 | 175 517,4 | ||||||
4 | 9 | РЕЙЛ1520 (ГК) | 355,3% | 8 381,0 | 51,3% | н.д. | н.д. | ||
12 584,0 | 73 470,0 | ||||||||
5 | 6 | "ТрансФин-М" | 53,9% | 10 102,0 | 54,7% | 37,5% | |||
9 727,0 | 76 004,0 | 96 446,0 | |||||||
6 | 4 | "Европлан" | 5,5% | 10 250,0 | 52,0% | 16,9% | н.д. | ||
8 119,3 | 35 114,5 | ||||||||
7 | 5 | Государственная | 15,6% | 10 458,0 | 1,7% | 4,2% | |||
транспортная лизинговая компания |
7 961,0 | 55 600,0 | 97 086,0 | ||||||
8 | 8 | "Балтийский лизинг" | 18,4% | 2 933,0 | 24,5% | 10,6% | |||
(ГК) | 3 727,0 | 19 146,0 | 22 575,0 | ||||||
9 | 14 | "CARCADE Лизинг" | 98,6% | 3 046,1 | 1,0% | 4,2% | |||
3 272,0 | 17 895,0 | 21 749,1 | |||||||
10 | 10 | "РЕСО-Лизинг" | 12,7% | 4 184,0 | 53,6% | 22,0% | |||
2 352,0 | 11 013,0 | 15 227, |
* По данным Ассоциации европейского бизнеса.
** По данным Росстата, за январь--июнь 2015 года инвестиции упали на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.