Новости / Деньги

Кредиты "Трансаэро" переходят на ручное управление. Банки запросили льготного регулирования

У ЦБ может появиться новый предмет отдельного льготного регулирования -- кредиты, выданные банками авиакомпании "Трансаэро". Соответствующие заявления регулятора пока лишены конкретики, но до сих пор столь прицельного ручного управления проблемными ситуациями вне банковских санаций ЦБ не практиковал. С одной стороны, в зависимости от реализации прицельные льготы банкам--кредиторам конкретного заемщика могут ослабить их рыночную дисциплину в отношении прочих. С другой -- в разрешении социально конфликтных ситуаций все методы хороши, считают эксперты.

Вчера Банк России официально прокомментировал возможность поддержки банков--кредиторов проблемной авиакомпании "Трансаэро". "В настоящее время Банк России изучает различные аспекты ситуации. В том числе рассматривается вопрос о предоставлении банкам возможности формировать резервы под эти кредиты по графикам, согласованным с Банком России",-- процитировал ТАСС пресс-службу Центробанка. По данным ТАСС, этот вопрос поднимался в минувшую пятницу на встрече ЦБ с банками-кредиторами. В их число входят Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, ВЭБ, Газпромбанк, Московский кредитный банк, Новикомбанк, банк "Открытие", МФК и другие. Во встрече участвовали представители не всех банков. Официально встречу с регулятором ее участники комментировать отказались. Но ряд банкиров подтвердили "Ъ" факт ее проведения и неофициально согласились рассказать некоторые детали. В частности, по их словам, речь может идти о рассрочке или отсрочке по начислению резервов.

Общий долг "Трансаэро" летом оценивался в 250-260 млрд руб., из этого кредиты банков -- около 85 млрд руб., остальное -- лизинговые и прочие финансовые компании. При этом единства в кредиторах нет. Ряд банков -- Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ -- готовы банкротить компанию, при этом Сбербанк уже начислил 100-процентный резерв по долгу "Трансаэро". Некоторые склонны к реструктуризации долга.

Впрочем, ответа на ключевой вопрос о практических перспективах введения фактически ручного урегулирования проблем банков с резервами по ссудам "Трансаэро" -- а об этом в том числе может свидетельствовать вчерашнее заявление ЦБ -- так пока и нет. Дело в том, что действующая законодательная и нормативная база не позволяет регулятору в индивидуальном порядке подходить к резервированию. По словам экспертов, такая возможность предусмотрена только при санации банков, и она официально утверждается в плане оздоровления.

В текущей же ситуации, указывают банкиры, выделить категорию проблемных заемщиков, в которую попадало бы "Трансаэро" и не попали бы другие потенциально проблемные компании, регулятивно будет непросто.

"Ручное же регулирование ситуации с резервами по конкретному заемщику, вопреки тому что закреплено в общем нормативном акте ЦБ по этому поводу, чревато ростом рисков нарушения рыночной дисциплины: так все будут ходить в ЦБ за резервными послаблениями по поводу достойному и не очень",-- рассуждает один из собеседников "Ъ".

Впрочем, критично перспективы урегулирования ситуации не в соответствии с существующей нормативной базой, а посредством ручного управления оценивают не все. "В данном случае, раз государство по каким-то причинам давало госгарантии по кредитам этой компании и уже показало, что готово вмешаться в ее судьбу при возникновении проблем в силу ее социальной значимости, не очень принципиально, каким образом эта господдержка будет реализована по форме: через послабления по резервам для банков или реализацию госгарантий по кредитам в случае банкротства, которое, очевидно, нежелательно в данной ситуации",-- говорит вице-президент ФБК Алексей Терехов. Содержательно ЦБ участвует в разрешении многофакторной задачи, к тому же в случае начисления банками автоматически 100-процентных резервов без всяких общих или индивидуальных льгот не исключено, что ряду игроков потребуется господдержка, но уже в иной форме, резюмирует он.

Светлана Дементьева, Валерия Францева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное