Новости / Деньги

ЦБ защитит корпоративных клиентов банков от использования сложных финансовых инструментов

ЦБ решил защитить корпоративных клиентов банков от использования неоправданно сложных финансовых инструментов. А банки -- от судебных исков со стороны потерявших средства клиентов. Предлагать доступ к сложным производным инструментам, например свопам, банки смогут только тем компаниям, которые классифицированы как квалифицированные участники рынка. Поводом для введения таких ограничений стала серия громких судебных разбирательств, в которых клиенты выиграли у банков как заведомо слабая сторона.

О том, что ЦБ рассматривает возможность введения квалификации для корпоративных клиентов, которые намереваются совершать сложные сделки с производными финансовыми инструментами, на конференции "Российский рынок деривативов..." сообщила директор департамента по развитию финансового рынка Банка России Елена Чайковская. По ее словам, эта идея возникла на рынке после нескольких судебных процессов, в которых потерявшие средства на сделках своп с банками компании были признаны заведомо более слабой пострадавшей стороной. Последний и самый громкий такой кейс -- тяжба между компанией "Платинум Недвижимость" и Банком Москвы. Суд признал сделки валютно-процентного свопа, заключенные между компанией и банком, недействительными на основании недостаточной финансовой квалификации клиента. В сентябре компания выиграла суд уже в апелляции. Похожий случай был ранее и у Юникредитбанка.

Прецеденты обеспокоили банки, и они обратились в ЦБ с просьбой об урегулировании проблемы. "Эти процессы отбрасывают наш рынок далеко назад и не дают ему нормально развиваться",-- говорит зампред правления "БНП Париба Банк" (один из крупнейших операторов российского рынка деривативов) Сергей Аврамов. По его словам, сам принцип, по которому слабой стороной априори признается участник сделки, не имеющий официального статуса квалифицированного участника финансового рынка, неправилен. В решении проблемы заинтересованы и сами компании.

Как заявила вчера Елена Чайковская, "у некоторых корпоративных клиентов казначейства на уровне банков, и, наверное, не совсем честно их считать непрофессиональными". Для разрешения проблемы корпоративных клиентов решено попросту разделить по аналогии с частными: на квалифицированных и нет.

Мария Сарычева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное