Союз операторов железнодорожного транспорта выступил против идеи ОАО РЖД дать возможность отдельным компаниям получать приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Так монополия хочет решить проблему недостаточной пропускной способности экспортных направлений. СОЖТ предлагает сначала провести детальные расчеты возможного роста грузопотока, предупреждая, что введение take-or-pay может привести к возникновению рынка перепродаж. Аналитики называют скепсис операторов ожидаемым и в целом обоснованным.
Как стало известно “Ъ”, Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) раскритиковал предложенные ОАО РЖД поправки к железнодорожному законодательству, предлагающие пропускать вне очереди некоторые категории грузов, предоставлять приоритет по заключенным договорам take-or-pay или инвесторам в расширение пропускной способности.
В письме от 17 апреля к заместителю главы Минтранса Владимиру Токареву операторы категорически отказались поддержать принцип распределения провозных мощностей в зависимости от финансовых возможностей грузоотправителя. Они напомнили, что в других отраслях внедрение take-or-pay привело к формированию рынка перепродаж и спекулятивному повышению цены для конечного потребителя.
Тема приоритетного доступа к перевозкам по железной дороге вновь возникла из-за дефицита пропускной способности ОАО РЖД по ряду экспортных направлений, в частности на БАМе и Транссибе. Вариант введения приоритетного доступа для перевозок топлива на Дальний Восток поручал проработать вице-премьер Дмитрий Козак.
Свой вариант решения проблемы предложило Минэкономики — в начале недели был опубликован разработанный им проект правил установления инвестиционных железнодорожных тарифов на перевозки грузов. Как пояснили “Ъ” в министерстве, документ разработан по поручению правительства и сейчас согласуется с профильными ведомствами. Суть в том, что грузоотправитель может заказать у ОАО РЖД строительство необходимой ему для провоза дополнительных грузов инфраструктуры, если она не предусмотрена долгосрочной программой развития компании. В таком случае он будет платить ОАО РЖД персональную тарифную надбавку. Если выгодоприобретателей несколько, то величина тарифной надбавки определяется с учетом дополнительного объема, который они планируют перевезти, уточнили “Ъ” в Минэкономики.
Сейчас ОАО РЖД сильно ограничено в применении скидок к транспортировке грузов первого класса (наиболее дешевых, в частности угля), поскольку скидка, особенно с учетом коэффициентов за дальность, снижающих тариф, выводит эти перевозки за рамки экономической целесообразности. В последнее время документально оформленное намерение вложить деньги в инфраструктуру поступало как раз от угольщиков.
Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина