Новости / Бизнес

Проект нефтяного терминала в Роттердамском порту группы "Сумма" хотят заморозить

Группа "Сумма" может оказаться одной из первых российских компаний, чей инвестпроект может пострадать из-за конфликта России и Запада. Голландские депутаты советуют властям Роттердама запретить российской компании строительство нефтяного терминала в порту. Опрошенные "Ъ" аналитики допускают возможность заморозки проекта, но не исключают, что это может быть выгодно и самой "Сумме", которая в скором времени должна выйти из нефтеналивных активов в РФ.
 
По сообщению голландских СМИ, местные депутаты Рейнир де Йонг (партия "Роттердам, пригодный для жизни") и Арно Бонте (партия "Левые зеленые") хотят добиться запрета на строительство в порту Роттердама нефтеналивного терминала российской группой "Сумма" Зиявудина Магомедова. По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, депутаты собираются вынести вопрос на совещание муниципального совета Роттердама в сентябре. Если совет поддержит эту инициативу, он должен обратиться с соответствующим требованием к мэру и городскому управлению, добавляет собеседник "Ъ".

"Сумма" планировала в 2016 году построить в Роттердаме нефтяной хаб для транспортировки нефти из порта Приморск (входит в группу НМТП, в которой паритетному СП "Суммы" и "Транснефти" подконтрольно 50,1% акций) и продажи сырья на условиях FOB. Предполагаемая емкость нефтехранилища -- 3,1 млн куб. м (нефть и нефтепродукты), общая стоимость проекта -- до .750 млн. За проект отвечает Shtandart TT B.V. (входит в "Сумму"), арендующая под терминал 55 га на 28,5 года. Shtandart получила право на строительство терминала в 2011 году, выиграв тендер совместно с VTTI (консорциум Vitol и малайзийской MISC Bhd). Но в начале этого года VTTI вышла из проекта, продав "Сумме" 25% в Shtandart.

Источник "Ъ" отмечает, что позиция голландских депутатов обусловлена текущей политической ситуацией между Россией и ЕС. Издание Nltimes.nl отметило, что обе партии обеспокоены тем, что Shtandart -- одно из "щупалец" Владимира Путина, с помощью которых он планирует расширить свое влияние в Европе. Источник, знакомый с позицией члена городского управления Роттердама по делам порта, говорит, что ведомство не планирует вмешиваться в ситуацию. По сообщению голландских СМИ, порт опасается потери грузопотока, на Россию приходится треть всей ввозимой в Роттердам нефти (33 млн т в год) и около 15% грузов. Порту могут быть предъявлены и юридические претензии: "Сумма" предоставила банковские гарантии по проекту на $65 млн, добавляет собеседник "Ъ".

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров не исключил, что закрытие проекта в Роттердаме может быть выгодно и самой "Сумме", поскольку в текущих политических условиях ей будет сложнее привлечь займы как у иностранных, так и у российских банков. Кроме того, проект создавался под развитие нефтяного кластера группы, но теперь это не так актуально: "Сумма" собирается поделить бизнес НМТП с "Транснефтью", которой достанутся нефтеналивные активы. По мнению господина Бурмистрова, еще одним фактором не в пользу "Суммы" стала потеря международного партнера, без которого группе будет сложнее лоббировать свои интересы.

Юлия Галлямова, Ольга Мордюшенко, Евгений Хвостик

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное