Новости / Бизнес

Сбербанк борется за сберегательные сертификаты

В борьбе за сохранение такого инструмента привлечения средств граждан, как сберегательные сертификаты, Сбербанк дошел до высших финансовых властей. По данным "Ъ", идею заморозки поправок Минфина, запрещающих сберегательные сертификаты на предъявителя, он лоббирует на уровне правительства и ЦБ. Если это не удастся, крупнейший игрок рискует потерять относительно дешевый и практически эксклюзивный для него источник длинного фондирования и конкурировать с остальными банками на равных.
 
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо зампреда правления Сбербанка Беллы Златкис от 7 августа, направленное в Минфин, Минэкономики и Банк России. В нем госпожа Златкис приводит позицию Сбербанка в отношении законопроекта Минфина о внесении изменений в ГК РФ, запрещающих выдачу и обращение сберегательных сертификатов на предъявителя. Беспокойство Сбербанка, являющегося крупнейшим эмитентом таких бумаг (всего их в обращении на 1 августа было на 353,2 млрд руб., доля Сбербанка -- 90%), вызвано приближающимся вторым (ключевым) чтением законопроекта в Госдуме в осеннюю сессию. Исключение сберсертификатов "увеличит стоимость фондирования крупнейшего кредитора российской экономики, что отразится на стоимости кредитов реальному сектору, снижении инвестиционной активности и темпов экономического роста", говорит в письме Сбербанк. Впрочем, сберсертификаты вряд ли можно считать основным источником фондирования Сбербанка. По данным его отчетности на 1 августа, объем средств физлиц, размещенных на счетах и во вкладах банка, составлял более 8 трлн руб., средств юрлиц -- более 3,5 трлн руб. Объем корпоративного кредитного портфеля Сбербанка -- 9,44 трлн руб.

Привлекательность для Сбербанка именно сертификатов на предъявителя очевидна. Поскольку они не застрахованы государством, с привлеченных таким образом от граждан средств банками не платятся отчисления в систему страхования (0,1% ежеквартально), что позволяет без удорожания стоимости привлечения сделать более привлекательными для граждан ставки по таким продуктам. Дополнительное преимущество в глазах граждан сертификаты именно Сбербанка получают еще и потому, что вкупе с высокими ставками риск неполучения страховки по ним в результате отзыва лицензии у крупнейшего российского банка стремится к нулю. Все это позволило Сбербанку многократно увеличить объем привлечения средств граждан через активное продвижение этого инструмента с 2012 года на фоне снижения его доли по вкладам и стать практически монополистом на этом рынке. По данным ЦБ, в 2009-2012 годах совокупный объем сберсертификатов не превышал 15 млрд руб. На начало 2013 года он составил уже 228,4 млрд руб. (из которых 217,5 млрд руб. обеспечил Сбербанк), к 1 августа текущего года увеличился до 353,2 млрд руб.(у Сбербанка -- 216,4 млрд руб.). О том, что для Сбербанка этот продукт является одним из приоритетных, свидетельствует и тот факт, что именно по ним в июне текущего года Сбербанк поднял ставки, повысив максимальную доходность до 10,5%, в то время как по вкладам максимальная ставка банка составляет 8,07%. В результате по итогам июля Сбербанк увеличил объем средств, привлеченных через сберсертификаты, более чем на 10 млрд руб.

Логика Минфина в его стремлении ограничить рост этого рынка -- совершенно иная. Поскольку сберсертификат не предполагает учета перехода прав от одного лица к другому, не имеет ограничений по сумме и никак не контролируется, его активное использование снижает эффективность антикоррупционного законодательства и мер борьбы с отмыванием денег. Важным фактором были и риски недонесения до граждан информации об отсутствии страховки со стороны государства по предъявительским сертификатам. Вместо них Минфин предлагает ввести незастрахованные же "депозитные сертификаты", причем как для физических, так и для юридических лиц, но в обязательном порядке учитывать права на них в депозитариях. Впрочем, за услуги депозитариев нужно платить, что, как следует из письма, и не устраивает Сбербанк.

Правда, нежелание утрачивать дешевый и в условиях расчистки ЦБ банковского рынка практически эксклюзивный источник фондирования Сбербанк обусловливает в основном интересами клиентов: они не смогут получить высокую доходность по своим сбережениям. Привязка владельца депозитного сертификата к месту открытия счета депо затруднит его "использование как подарка, наследства, перемещение в другой город...", "использование бумаги в качестве залога" -- "таким образом, для весьма обширной аудитории бумаги перестанут представлять интерес", а создание продукта одновременно для физических и юридических лиц "будет использовано в теневых процессах обналичивания". Риски сберсертификатов, на которые указал Минфин, по мнению Сбербанка, можно урегулировать с помощью нормативного акта ЦБ.

Поддерживают позицию Минфина и в Международной конфедерации обществ потребителей, но по иной причине. По мнению ее председателя Дмитрия Янина, "любые банки, привлекающие средства населения, должны входить в систему страхования вкладов и платить с привлеченных средств, будь то вклады или иные средства, отчисления в фонд страхования вкладов,-- полагает господин Янин.-- Сбербанк же за счет статуса крупнейшего госбанка получает необоснованное конкурентное преимущество, экономит на отчислениях в фонд страхования вкладов и вводит на рынок неправильный с точки зрения защиты средств населения продукт". Сейчас 10% рынка сберсертификатов, то есть около 35 млрд руб., приходится на 20 других игроков, большинство из которых частные и далеко не самые крупные банки.


Ксения Дементьева

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное